Женевские переговоры по Карабаху вынудили Турцию "высунуться из норы"

© AFP 2024 / TOBIAS SCHWARZПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пленарном заседании саммита НАТО (4 декабря 2019). Лондон
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пленарном заседании саммита НАТО (4 декабря 2019). Лондон - Sputnik Армения
Подписаться
В последние дни наблюдается резкая активизация лидера Турции Эрдогана на Ближнем Востоке. Можно, конечно, объяснить нынешнее агрессивное поведение турецкой дипломатии сплошными провалами (Сирия, Ливия). Однако, видимо, все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Чего стоит одно лишь скандальное заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу о Карабахе? Казалось бы, "где Кура, где твой дом"? Как могут быть связаны провалы турецкой дипломатии в Идлибе и Триполи с тем, что в эти дни происходило на переговорах по карабахскому урегулированию в Женеве? Оказывается, могут. Даже в этих провальных условиях.

Относительное затишье на армяно-азербайджанской границе - Sputnik Армения
Разбор полетов после Женевы: Ереван и посредники "спасли" переговоры по Карабаху?

До Анкары должны были дойти неоднократные жесткие заявления Москвы о том, что карабахская проблема уж точно не ее ума дело. Однако не удержался руководитель турецкого внешнеполитического ведомства. Опять упомянул в преддверии очередного раунда переговоров, состоявшегося на днях в Женеве. А именно - в этом году они (турки) уделят особое внимание карабахской проблематике.

Ни к селу, ни к городу приплел Москву – мол, "Если Россия окажет свое влияние на этот вопрос, то мы (вероятно, Турция) решим его". Как и какими путями будет решать турецкий высокопоставленный дипломат карабахскую проблему, не совсем понятно. Если у кого-то из геополитических игроков и есть шансы воздействовать на процесс, то, точно, не у Турции.
Потом узнаем, что в преддверии женевского переговорного марафона (три дня) президент Азербайджана достаточно долго разговаривал и консультировался со своим французским коллегой Макроном. И вот тогда все становится на свои места. Дело в том, что в последние дни одной из основных мишеней турецких дипломатов на политических подмостках стала именно Франция.

В чем же дело?

Причина в Ливии, куда Анкара в спешном порядке пытается перекинуть побольше боевых отрядов и бронетехники, и именно этому пытается помешать Париж. Причина в Греции, которую французы пытаются прикрыть от давления турок своим военным флотом. А ещё тот же французский флот в любой момент может помочь ливийцам и перекрыть Турции логистику по Средиземному морю.

Армен Ашотян на гражданской панихиде Георгия Кутояна (19 января 2020). Еревaн - Sputnik Армения
Пашинян не хочет брать на себя ответственность в карабахском вопросе – зампред РПА

А ведь Франция – одна из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, занимающейся карабахской проблематикой. Видимо, трехдневные переговоры по Карабаху в Женеве были очень важны для сопредседателей. Наверное, действительно что-то серьезное обсуждали там за переговорным столом, о чем пронюхали турки.

Пронюхали и таким способом, заговорив о Карабахе и упомянув Россию – еще одного сопредседателя Минской группы – намекнули. Мол, с позиции защиты интересов "младшего брата" можем и вмешаться. Как минимум на уровне заявлений. А если не хотите, чтобы вмешивались, то уж будьте добры ослабить давление в Идлибе (Москва) и в Ливии с Грецией (Париж).

Понятно, что ни одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ не допустит, чтобы Анкара вмешалась не в "своего ума дело" - ни Вашингтон, ни Париж, ни уж, тем более, Москва. Однако сам симптом не очень приятный. Тем более, что о результатах встречи женевские переговорщики не распространяются. А это значит, намечается действительно что-то серьезное. Настолько, что даже Турция рискнула "высунуться из норы"…

Лента новостей
0