Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Утро водителя из Армении Рубена начинается не с чашечки кофе, а с прогноза погоды. Рубен занимается пассажирскими перевозками из Еревана в разные города России. Его работа напрямую зависит от того, открыта дорога к КПП "Верхний Ларс" (на грузино-российской границе) или заблокирована.
Зимой путь Степанцминда-Ларс (единственный действующий сухопутный маршрут из Армении в Россию) периодически закрывается из-за непогоды. По последним данным, представленным министерством по чрезвычайным ситуациям Армении, дорога закрыта, и несколько сот грузовиков застряли на КПП с российской стороны.
"Я не выехал, остался дома, так как путь к Ларсу закрыт", - сказал Рубен в интервью Sputnik Армения.
Водитель не понаслышке знает, каково это – оказаться в "плену у Ларса", и больше не собирается рисковать. Однажды он "на авось" решил отправиться в рейс, но застрял в пути. Простояв два дня, ему пришлось вернуться.
Когда прогноз погоды не имеет значения
В отличие от Рубена, представители компаний, поставляющие товары из Армении в Россию, выезжают, несмотря на прогноз погоды. Дело в том, что перед ними стоит задача не просто довезти товар. Как пояснил руководитель отдела по управлению проектами компании "Спайка" Карен Багдасарян, важно доставить товар заказчику в срок.
"Нам важно доставить товар вовремя: во-первых, чтобы успеть к заранее обговоренному с заказчиком сроку, во-вторых, надо учитывать срок хранения продуктов", - сказал Багдасарян в интервью Sputnik Армения.
На данный момент фуры, принадлежащие их компании, уже третьи сутки простаивают у КПП "Верхний Ларс". По прогнозу Багдасаряна, такая ситуация сохранится на протяжении еще трех дней.
По его словам, ситуация пока еще не критическая, так как их водители работают на этом маршруте уже не первый год и знают, как вести себя в подобной ситуации. Серьезные проблемы возникают, когда фуры застревают на неделю и более.
Все решает "политическая погода"
Армянские перевозчики смогут спать спокойно только в случае имплементации российско-грузинского соглашения "О механизмах таможенного администрирования и основных принципах мониторинга товаров" от 2011 года. Его реализация позволит под мониторингом швейцарской компании SGS запустить торговые коридоры – путь через Рокский тоннель и Абхазскую железную дорогу.
Спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе в интервью Sputnik Армения отметил, что по этому вопросу есть некоторые подвижки. К такому выводу Абашидзе пришел по итогам последней встречи рабочей группы с участием представителей Грузии, России и швейцарской компании SGS, которая состоялась в декабре 2019 года.
"Следующая встреча, возможно, состоится в марте-апреле этого года. Обсуждаются конкретные организационно-технические вопросы. Есть некоторые подвижки, процесс продолжается", - сказал Абашидзе.
Он не исключил, что может обсудить этот вопрос на очередной встрече с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным в Праге, которая назначена на начало марта.
"Проведем консультации с коллегами, если будет необходимость, затронем и этот вопрос", - заключил Абашидзе.
Для Армении жизненно важно, Грузии выгодно: кому не нравится новый путь к "Верхнему Ларсу">>
Отметим, что более 80% грузоперевозок из России в Армению обеспечивается через КПП "Верхний Ларс". Есть шесть вариантов, альтернативных Военно-Грузинской дороге: воздушный путь, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию).
С экономической точки зрения наиболее выгоден маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии.