ЕРЕВАН, 8 фев — Sputnik. Ученый из Армении Каро Мосикян создал новый прибор, вылавливающий CO2 из выхлопов машин. Опытная модель прибора уже собрана.
Ежегодно в атмосферу выбрасываются десятки миллиардов тонн углекислого газа. По оценке Энергетической администрации США, в 2017 году выбросы CO2, связанные с энергетикой (то есть сжиганием топлива), в США составили более 5 миллиардов, а во всем мире – более 30 миллиардов тонн. А по данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), мировые выбросы на транспорте росли быстрее, чем в любой другой отрасли (включая промышленность). С 1970 года они более чем удвоились, причем около 80% этого роста пришлось на машины (легковые и грузовые).
Способ спасти людей от нескончаемых выхлопов авто предлагает Каро Мосикян - кандидат технических наук, преподаватель кафедры сельскохозяйственных машин Национального аграрного университета Армении. Он разработал конвертер для вылавливания CO2 из выхлопов машин.
Катализаторы для сокращения выбросов уже известны, но довольно дороги (они делаются из платины и палладия). Есть и промышленные способы вылавливания углекислого газа, которые используются на некоторых крупных заводах и ТЭС за рубежом. Такие приборы используются и на специальных объектах (подводных лодках и космических кораблях), но тоже довольно дороги (сделаны на основе гидроксида лития). Недавно ученые Стэнфордского университета разработали катализатор, который превращает CO2 в природные газы (метан, пропан и бутан), но эта разработка находится пока на лабораторной стадии.
"А для обычных автомобилей технологии по очистке CO2 нет, или, по крайней мере, она нигде не внедрена и не готова к внедрению", - добавил Мосикян.
В его конвертере, который подключается к выхлопной трубе автомобиля, газ фильтруется при помощи соединения на минеральной основе из 6 компонентов. Попросту говоря, используются не драгоценные металлы, а обычные камни (виды и пропорция минералов, естественно, не раскрываются), поэтому эти коллекторы стоят намного дешевле, чем платино-палладиевые. Те стоят по нескольку сотен долларов и работают при температуре 500-600 градусов.
"А наш фильтр работает при 80-100 градусах, а стоит 1 000 - 1 200 драмов (2,5 доллара - ред). Хватает его на пробег в 10-12 тысяч километров, в зависимости от рабочего объема двигателя", - добавил Мосикян.
Попадая в конвертер, выхлопные газы сначала переходят в коллектор, затем – фильтруются. Причем отработанные фильтры – это не мусор, а полезные вещества. Минералы, соединяясь с углекислым газом, превращаются либо в мел, либо в травертин (в зависимости от температуры, при которой идет реакция).
Мосикян уже испытал конвертер около 150 раз, при разной температуре и влажности воздуха, а также разной рабочей нагрузке двигателя. На холостом ходу (1 500 оборотов в минуту) вылавливается почти 86% выделяющегося CO2. При максимальной загрузке (около 4 тысяч оборотов/мин) вылавливается меньше, но тоже немало – около 60%, а при средних оборотах бензиновых двигателей (2 000 - 2 500 в минуту) - 72-75%.
Технология применима к любым двигателям внутреннего сгорания, не только к бензиновым, но и к дизельным и газовым (большинство машин в Армении ходит на газе).
"Сейчас мы подготовили опытную модель, до мая-июня будет готова промышленная, которую можно будет испытать на обычной машине. Для этого мы должны будем немного уменьшить габариты конвертера. Над этим мы сейчас и работаем", - добавил Мосикян.
Принцип новой технологии Мосикян опубликовал в декабре 2018 года, в журнале "Евразийский союз ученых". А при экспериментах Мосикяну ассистируют его студенты, которые набирают новые знания и опыт.