Жанна Погосян, Sputnik Армения
Говорят, что истинный дипломат должен на любой вопрос ответить дважды "нет", прежде чем согласиться. Хоть на интервью Александр и соглашается почти сразу, но провокационным вопросам не поддается.
- Говорят, все студенты МГИМО – мажоры, это правда? – спрашиваю я.
- Я думаю, что это стереотипное мышление. Во всех университетах есть дети из обеспеченных семей, - спокойно отвечает он.
- Раздражает, когда люди в Армении не переходят с тобой на русский язык? - продолжаю я.
- Нет, почему это должно раздражать? На самом деле, припоминаю лишь один случай, когда один официант объяснил нам, что на русском не разговаривает. Мы и перешли на английский. Иногда в кафе не бывает меню ни на русском, ни на английском. Тогда приходится ориентироваться по картинкам, - отвечает он таким же спокойным тоном.
Александру Гучкову 26 лет, около полутора лет работает пресс-секретарем посольства Российской Федерации в Армении. Он - самый молодой дипломат посольства, который до последних классов школы мечтал заниматься совсем другим.
"Я хотел быть автогонщиком. До сих пор во мне жива эта мечта. Иногда на выходных я занимаюсь картингом в Ереване (карт - вид гоночного автомобиля). Но в дипломатии я себя нашел. Работа никогда не кончается, она далеко не однообразная, и самое главное - она во благо твоей страны", - рассказывает Гучков.
Своей нынешней должностью Александр косвенно обязан родителям: они с 6 лет отправили сына учиться в один из кружков английского языка в Смоленске. Мама Саши - преподаватель английского языка, и это тоже подстегивало парня усердно учить иностранный язык. Скоро он занял призовое место на Олимпиаде по английскому языку, что было равносильно высшей оценке - 100 баллам на экзамене по английскому. Будущий дипломат стал интересоваться университетами, для поступления в которые нужно было сдать этот экзамен. Выбор пал на Московский государственный институт международных отношений. Гучков сдал еще экзамены по русскому языку и истории и стал студентом престижного вуза.
"Родители встревожились - как ты будешь жить в Москве, в такой дали от нас? Спрашивали - уверен ли, что справлюсь. После того, как я окончил МГИМО и в МИДе России мне предложили работу в Армении, мама с папой обрадовались: "Армения - это же так близко, можешь часто навещать нас". Чего уж там - всего лишь 2,5 часа на самолете и 4 часа поездом и я буду в Смоленске", - улыбаясь, вспоминает Гучков.
На первом курсе магистратуры Гучков по программе обмена перешел в Российско-армянский университет в Ереване. Рассказывает, что Армению с первого дня не воспринимал как "заграницу". Люди дружелюбные, говорят на русском, есть общая культура и история.
"Пришлось просто научиться тому, что в городе висят таблички на армянском. Еще погода, конечно, для меня в новинку. В Смоленске, в Москве, даже в Гюмри летом - лето, зимой - зима. А Ереван… Это что-то особенное. Тут и летом - лето, и зимой - лето, и осенью, и весной", - говорит Саша.
После окончания учебы в РАУ, Саша вернулся в Москву, защитил диплом, стал работать в Министерстве иностранных дел. Там ему почти предложили пройти первую командировку в Армении. Для человека, который уже на улицах Москвы различал армянскую речь и правильно произносил страшное для иностранцев слово "шнорхакалутюн" (спасибо), такая командировка была самое то. С конца сентября 2018 года Александр Гучков стал пресс-секретарем посольства России в Армении, и началась по-настоящему взрослая жизнь.
"Помню, как волновался в декабре 2018-го, во время пресс-конференции посла Сергея Павловича Копыркина. Это было первым большим мероприятием, в организации которого я принимал немалое участие. Например, тревожился - вдруг, не замечу поднятую руку журналиста, который хочет задать послу вопрос. Это напряжение не проходит до сих пор во время больших мероприятий, не хочется допустить даже маленьких осечек", - рассказывает Гучков.
Хоть и строгих планов на будущее Саша не строит, но как и любой дипломатический работник он хочет когда-нибудь стать послом.
"Было бы интересно после нескольких командировок в других странах, когда я попробую и другие позиции в посольствах России, вернуться в Армению в качестве посла. Я никогда не чувствовал здесь себя иностранцем", - говорит Гучков.
Мы разговариваем в Детском парке им. Кирова, и за нашу прогулку Саша встретил столько же знакомых людей, сколько и я, человек, живущий 24 года в Ереване. Работники кафе парка, услышав нашу русскую речь, переходили на русский и предлагали пересесть за столик, над которым не пекло ереванское солнце. Но Саша отказался: к ереванскому, "особенному" солнцу молодой дипломат привык уже давно.