У нас в стране любят рассказывать (да и читать тоже) о зарубежных армянах, которые добились серьезных успехов в различных сферах, будь то наука, культура или спорт. Возникает вопрос, о каких достижениях может идти рречь, к примеру, в Антарктиде, где, кроме льда, вроде бы, ничего больше и нет? А вот и может! Яркое подтверждение тому – история нашей соотечественницы Денеб Каренц.
На протяжении 30 лет Каренц периодически бывает в Антарктиде для проведения научных исследований. Денеб – известный и уважаемый американский ученый. О своем армянском происхождении она не забывает и при случае любит об этом поговорить. И если с фамилией Каренц все понятно, то откуда взялось имя Денеб?
В сети можно найти много информации о научной деятельности и исследованиях Каренц, а вот биографических сведений не так уж и много. Нет данных, когда и каким образом семья Каренц оказалась в США. Известно лишь, что Денеб выросла в городе Миллис (штат Массачусетс), в семье Роз и Варужана Каренц.
Имя ей выбрал отец. Говорят, он увлекался астрономией и решил назвать дочь в честь самой яркой звезды созвездия Лебедя – Денеб. Эта звезда – 20-я по своей яркости, одна из самых больших и мощных известных звезд класса А.
Говорят, что имя обладает неимоверной энергетикой и влияет на судьбу человека. Денеб, как и одноименная звезда, засияла, как звезда, но уже на научном небосклоне.
В 1973 году Денеб оканчивает университет Род-Айленда, получив степень магистра, а в 1976 году в университете Орегоны получает степень магистра. В 1982 году в университете Род-Айленда ей присуждают степень доктора философии.
Известно, что в 1983 году Каренц перебралась в Сан-Франциско и устроилась на работу в медцентр. Как она сама признается, на первый взгляд, это было странным выбором для специалиста в сфере морской биологии. Однако эта работа давала ей возможность изучать молекулярную биологию и исследовать молекулярную генетику наследственных заболеваний в лаборатории, которая занималась исследованием онкологии.
Каренц впервые отправилась в Антарктиду в качестве волонтера в 1986 году. Она изучала экологические последствия истончения озонового слоя в атмосфере Антарктиды.
"Именно тогда США в первый раз направили на материк ученых, изучающих атмосферу. Я оказалась в нужное время в нужном месте", – сказала как-то Каренц.
Денеб участвовала в нескольких научных экспедициях. Два года профессор Каренц проработала помощником руководителя координационной группы полярных программ Национального научного фонда США, представляла Америку в составе группы научного комитета по изучению Антарктики. С 2011 года она советник американской делегации в комитете по защите окружающей среды, созданного в рамках договора об Антарктике.
"Электрикос всех армян", или Как Иосифьян и Петросян создавали спутники и "Бураны">>
Многие, особенно женщины, воздержались бы от посещения столь далекого и холодного материка, где довольно суровые условия. Но не профессор Каренц. Она воспринимает свою научную деятельность как миссию.
"Антарктида – замечательное место для работы, каждое путешествие – приключение. Здесь осталась дикая природа, мы можем наблюдать за жизнью пингвинов, морских львов, китов, и они нас не боятся. Пингвины очень любознательные, они подходят близко, проверяют, чем мы занимаемся. Это красивое место с фантастическими панорамами. Больше нигде на земле вы не увидите ничего подобного", – убеждена Денеб.
В 2005 году американский совет по вопросам топонимов, учитывая научный вклад Каренц в дело изучения Антарктиды, официально назвал одно из озер ее именем.
"Я этого не ожидала. Когда услышала, то сначала подумала, что это – шутка. Я тронута и очень взволнована", - сказала профессор Каренц по случаю этого события.
В разных интервью Каренц касалась и темы своего происхождения.
"У меня армянская фамилия. Несмотря на то, что 99% армянских фамилий оканчиваются на "ян", но у армян есть и фамилии с "енц". Мои родители, бабушки и дедушки очень повлияли на мою жизнь. Спустя столько лет я все равно связана со своей культурой, ощущаю свою национальную идентичность. Это то, что я никогда не утрачу, где бы я ни жила", - сказала однажды Каренц.
Сейчас именитый профессор Каренц, которой уже под 70, помогает молодым коллегам прокладывать свой путь в науке. Она продолжает активно работать, проводить исследования и делать открытия в такой далекой, но ставшей ей очень родной Антарктиде.