ЕРЕВАН, 13 фев — Sputnik. Армянская Апостольская Церковь 14 февраля, на сороковой день после Богоявления, отмечает Сретение Господне (Трндез).
В Армении праздник имеет два названия: "тэрн энд дзес" или "теарнэндарач", что означает "Господь с вами!", "Навстречу Господу!".
Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света, после чего происходит церемония благословения свечи.
Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.
Распоряжением Католикоса Всех армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днем благословения молодоженов. После праздничной Святой Литургии Теарнэндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов.
С особым размахом праздник сегодня вечером отметят в историко-культурном музее-заповеднике "Гарни". В частности, согласно информации ГНКО "Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников" министерства культуры Армении, праздничные мероприятия начнутся в церкви "Сурб хач" (Святого Креста) в общине Гарни. По завершении вечернего богослужения от благословленной свечи планируется разжечь костер в историко-культурном музее-заповеднике "Гарни".
Праздник отметят также представители армянской диаспоры ОАЭ, Катара, Грузии и других стран.
Что символизирует Теарнэндарач или Сретение?
Слово "сретение" – старославянское, оно значит "встреча", в частности, встреча Иисуса с праведным Симеоном. На сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Его в храм, чтобы совершить обряд посвящения Богу своего Сына-первенца. В то время жил в Иерусалиме благочестивый человек по имени Симеон.
Именно он переводил книгу пророка Исайи, где значилось: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Как повествует Лука, Симеону было откровение, что он не умрет до тех пор, пока не встретит Христа Спасителя… После этого прошло много лет, и вот однажды он увидел, как к храму приближаются мужчина и женщина с младенцем на руках. Это были Иосиф и Мария, а у них на руках – Иисус. Когда сорокодневнего Иисуса привели в Храм, с заглушающим скрипом и шумом открылись восточные двери, которые никогда не открывались ранее. А люди, с лампами в руках, вышли со своих очагов, направились к церкви, чтоб узнать, что за шум содрогнул землю. Они невольно этим освятили дорогу Иисуса к Храму. Праведный Симеон понял, что это и есть то самое Дитя, встречи с которым он ожидал на протяжении всей своей жизни. Симеон взял Его на руки и начал славословить Бога, благодарить Его за то, что смог увидеть Спасителя….
Языческие традиции
Истоки праздника Трндез лежат в древнем ритуале огнепоклонников, поскольку в языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящен богу Михру. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня.
Основные участники праздника – юноши и девушки, молодожены или те, кто только-только собирается связать себя узами брака. Главный символ праздника – костер, через который прыгают молодые пары. Считается, что нельзя расцеплять руки при прыжке, чтобы союз был крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. В древности верили, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни.
Следом за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносного огня.