Участившиеся трагические случаи в армянской армии в течение последних недель всколыхнули общественность, которая активно ищет причины смертей солдат в небоевых условиях, а также инструменты и варианты борьбы с этой страшной статистикой.
К поиску этих способов подключились все – от премьера до школьного учителя. И при внимательном анализе ситуации можно понять, что роль учителя не менее важна, чем роль премьера.
Чтобы понять причину смертей, многие их которых следствие квалифицировало как самоубийство, либо доведение до самоубийства, нужно понять качество контингента, дважды в год отправляемого в армию. Мы ни в коем случае не хотели ущемлять чувство достоинства наших ребят, ради Бога. Но надо честно признать - уровень интеллектуальной и психологической подготовки многих армянских призывников оставляет желать лучшего.
Дело о смерти Тиграна Мхояна: зампред СК Армении встретился с родными умершего солдата>>
В эти дни в адрес военного руководства сыпалась самая жесткая критика, министра обороны и главу Генштаба обвиняли во всех смертных грехах. Но углубиться в ситуацию, понять изнанку происходящего удосужились лишь очень немногие. Мы решили определенным образом восполнить этот пробел и начать искать корни проблемы в школе. Здесь, прямо скажем, все очень запущено. О воспитании детей почти нет и речи. В условиях клановости, кумовства и всеобщей политизации общеобразовательных школ рассчитывать на то, что там воспитают сильных духом, образованных и годных для тягот военной службы парней было бы верхом наивности.
Вместо Туманяна, Чаренца, Чехова или Монте, Азгалдяна и Баграмяна друзьями детей стали социальные сети, смартфоны и бесконечные сериалы и ситкомы на воровскую, тюремную и "олигархическую" тематику. А учителя… С них и требовать нечего, ибо в большинстве своем учителей начисто лишили стимула эффективно работать. Мизерные зарплаты, отсутствие каких-нибудь серьезных перспектив личностного и карьерного роста, стремление любыми "неконвенциональными" путями сохранить свою работу отбивает у них всякое желание воспитывать детей, развивать в них личность, давать качественное образование и прочее.
В итоге вчерашние школьники попадают в армию неподготовленными как физически, так и идейно и психологически. Особо "даровитые", те, что лучше усвоили правила улицы, знают несколько жаргонных фраз и умеют оказывать впечатление на менее слабых, быстро берут ситуацию в свои руки. Остальные же чувствуют себя ущемленными и бессильными перед понуканиями этих "борзых". Поэтому психологически менее стойкие парни, не способные выдержать регулярный прессинг и трудности солдатской жизни, просто пускают себе пулю в лоб.
Восемь попыток самоубийства в армии были предотвращены с лета 2019 — Давтян>>
Но варианты выбраться из этого порочного круга все же есть. Нужно начать с реформы образования, и не в последнюю очередь – с финансов. Нынешние зарплаты учителей порой просто унизительны, и ожидать от них какой-то серьезной отдачи нереально. Хорошее, многоуровневое образование требует инвестиций, инвестиций в свое же будущее. Десятки убитых ежегодно в мирных условиях солдат для страны с населением менее трех миллионов, окруженной с двух сторон враждебно настроенными государствами – это просто безумие.
Многие другие решения также лежат на поверхности, и для их воплощения в жизнь всего лишь требуется воля. Как известно, ежегодно сотни офицеров уходят в отставку по истечению срока службы. Этим людям по 40-45 лет, за их плечами - огромный опыт командной работы, воспитательной, организаторской и др. Не лучше ли использовать возможности этих людей в сфере образования? Как представляется, ничего зазорного не будет в том, чтобы ввести в армянских школах новый штат. К примеру, должность заместителя директора по части патриотического воспитания. После небольших курсов подготовки желающих отставных офицеров можно было бы направлять в школы. Эти люди работали бы с мальчиками, интересовались их проблемами, предлагали решения, воспитывали в них сознательных, ответственных граждан и патриотов своей страны. При должном подходе и решимости компетентных органов вполне можно добиться хороших результатов.
Оганян подсказал, как решить ситуацию с участившимися случаями гибели армянских солдат>>
Разговоры о военной реформе в конечном итоге вновь подводят к необходимости перехода на профессиональную армию. Об этом говорилось очень много, и каждый раз проблема упиралась в нехватку денег в бюджете. А предложенный недавно депутатом Айком Саркисяном проект был дружно принят в штыки. Соратник Никола Пашиняна по партии в прошлом году предлагал военнообязанным, гражданам Армении до 27 лет отслужить месяц а потом освободиться от службы, заплатив, при этом, 10 миллионов драмов (порядка 20 тысяч долларов).
По замыслу Саркисяна, на эти деньги можно было бы увеличить долю контрактников в армии. Минобороны тогда решительно забраковало предложение депутата, заявив, что оно не соответствует армянским реалиям.
Однако, при всей уязвимости инициативы парламентария, определенные рациональные моменты она все же содержала. Рано или поздно власти придут к пересмотру нынешней системы призыва. Не этот, так другой законопроект начнут обсуждать. И с каждым несчастным случаем в ВС все больше людей убеждаются в том, что 18-летние парни не должны и не могут нести боевое дежурство.