ЕРЕВАН, 2 мар — Sputnik, Лаура Саркисян. Решение Армении временно восстановить визовый режим с Ираном не приведет к застою на армянском рынке и не повлияет на грузоперевозки. Такое мнение директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян высказал в интервью Sputnik Армения.
Власти Армении временно ввели визовый режим с Ираном из-за коронавируса. Это решение было принято 2 марта по итогам заседания комиссии по предотвращению вспышки коронавируса. Между тем, еще 24 февраля Ереван прекратил на две недели сухопутное сообщение с Тегераном, а также частично ограничил авиарейсы. На тот момент сухопутные грузоперевозки с ИРИ осуществлялись без ограничений с применением режима особого контроля в отношении водителей.
"Это (новое решение властей Армении – ред.) не отразится на рынке. Из Ирана в Армению завозится не более 30% всей импортируемой продукции, остальные 70% поступают к нам транзитом через Грузию", - сказал Аракелян.
По итогам 2019 года, товарооборот между Арменией и Ираном вырос на 12,4% или с 364 до 409 миллионов долларов (5% от всей внешней торговли Армении). Иран – пятый по объему торговый партнер Армении (после России, Китая, Швейцарии и Германии).
Аракелян отметил, что из Ирана в Армению в основном завозятся стройматериалы, металлы, фрукты (мандарины, киви, гранаты), пластик и моющие средства. По его мнению, визовый режим создаст некоторые неудобства компаниям-перевозчикам, так как им придется оформлять визы для водителей.
Из Ирана в Армению, а потом — Грузию: может ли коронавирус "приехать" к нам на грузовике?>>
По словам директора компании, это в основном касается иранцев, так как 99,9% всего потока товаров из ИРИ в Армению или из других стран транзитом через эту страну идет через иранские компании. Грузы перевозятся фурами, зарегистрированными в Иране. Армянским водителям осуществлять перевозки в Иран и из Ирана невыгодно: хотя топливо в Иране и дешевое, но только для местных жителей. Кроме того, в Иране действует налог на дорогу, который приходится платить армянским перевозчикам.
"Это – временное неудобство. Кроме того, иранские перевозчики для выезда из своей страны все равно должны получить специальное разрешение", - сказал Аракелян.
Он добавил, что можно оформить визу на три месяца, полгода или год, и компании, занимающиеся перевозками, сумеют позаботиться об этом.
Между тем, председатель общественной организации "Союз транспортных поставщиков Армении" Егише Ованнисян также считает, что визовый режим не скажется на грузопотоке.
"Визы привнесут в работу некоторые неудобства, но не более того", - сказал Ованнисян в интервью Sputnik Армения.
Он напомнил, что во время ухудшения отношений между Россией и Грузией летом 2008 года армянским перевозчикам пришлось везти товары из Астрахани на пароме в иранский порт Бендер-Аббас, а оттуда уже в Армению. Тогда армянские импортеры столкнулись с проблемой получения виз.
"Пришлось оформлять визы в консульстве Ирана в России, их должны были выдать в течение десяти дней. Вы представляете, что такое десять дней для фур, груженных товаром", - отметил Ованнисян.
Новая артерия для грузоперевозок из Грузии в Армению: Анаклия будет привлекательнее Поти?>>
По его словам, сейчас этой проблемы нет. К тому же армянские импортеры не проявляют особого интереса к поставкам из Ирана и в Иран из-за дороговизны рынка грузоперевозок.
Отметим, что меморандум об отмене въездных виз между Арменией и Ираном был подписан 5 июня 2016 года. А уже 11 августа 2016 года безвизовый режим между двумя странами вступил в силу.
Таким образом, граждане Армении и Ирана могли въезжать, проезжать транзитом и находиться без въездных виз на территории другой стороны в течение 90 дней.