ЕРЕВАН, 6 мар — Sputnik, Арам Гарегинян. Армянская компания Yerevan Engineering Association (YEA) разработала симулятор по испытанию бортовой электроники на машинах. Как сообщил корреспонденту Sputnik Армения менеджер компании Гурген Мардоян, сейчас система испытывается в одной из российских автомобильных корпораций. Симуляторы помогают испытать, правильно ли действуют системы по поддержке водителя (driver assistance systems).
На российском рынке представлены несколько разработчиков таких симуляторов – и российские, и немецкие. Армянская компания привлекла заказчиков тем, что может легко приспосабливать свою работу к электронике заказчика.
На машинах с компьютерной поддержкой стоит блок управления, который анализирует сигналы c радара и видеокамеры. Естественно, анализ на дороге должен длиться даже не секунды, а миллисекунды (когда вокруг десятки машин и пешеходов). Чтобы понять, правильно ли все это делается, нужен симулятор. Он "придумывает" ситуацию на дороге и проверяет, как справятся с ней радар и камера. Например, в 20 метрах от радара симулятор создает такое отражение радиоволн, как если бы там проходил пешеход (или проезжала машина). Приняв это отражение, радар должен послать сигнал на блок управления. Получив этот сигнал, система должна понять: в 20 метрах стоит человек.
При помощи такой же симуляции испытывается видеокамера. На ее матрицу подается изображение. Теперь человек уже виден, а вместе с ним видна окружающая улица. Видно, что идет он не по зебре и на красный свет. Блок управления получает и этот сигнал. Затем он "видит", что машина идет со скоростью 40 км/ч и должна немедленно остановиться. И даже если водитель не успеет нажать на тормоз, это за него сделает система.
Все эти проверки не отменяют реального тестового вождения машин (тест-драйвов), но намного экономят усилия на них (сокращая их необходимость примерно на 80%).
Поможем вашему хачапури: как из армянского села стали экспортировать сыр в Тбилиси>>
Симулятор испытывает и другие контрольные функции driver assistance – например, датчики по давлению масла, или показания видеокамеры, следящей за глазами водителя (просто чтобы понять, не заснул ли он за рулем).
Для уточнения заметим: в Ереване не делают блоки управления для автономных машин, но сделали систему, которая помогает их испытывать и понять, все ли компьютер делает правильно, и можно ли ему разрешить помочь водителю.
"Машина, для которой мы составили симулятор, может быть готова к эксплуатации уже в середине года", — добавил Мардоян.
Отметим, в 2018-22 годах на дорогах в Москве и в Татарстане проходят испытания автомобилей с поддержкой водителя. Беспилотными их назвать нельзя: за рулем все же должен сидеть человек. Но частично автономными – уже можно: система следит за тем, чтобы машина не съезжала с полосы, соблюдала дистанцию и, при необходимости, экстренно тормозила. Такие системы испытываются в мире уже несколько лет.
В системе тестирования армянские инженеры не забыли еще один важный момент –проверить, насколько система "хакабельна", то есть могут ли злоумышленники послать машине ложный сигнал.
Чтобы этого не происходило, системы в машинах используют не интернет, а только внутреннюю связь (Ethernet). Но блок управления в машине должен, во-первых, отсеивать фоновое излучение (от других машин и приборов, да и просто от гаджетов вокруг), а во-вторых, не принимать умышленно ложные сигналы. Симулятор поможет увидеть, как машина с этим справляется.
"Лучше испытать все это в лаборатории, чем потом рисковать на дороге", — подчеркнул Мардоян.
Может ли в Армении лопнуть "автомобильный пузырь"? Банкиры расставили точки над i>>
Теперь ереванская компания собирается открыть представительство в Москве. Сейчас туда приезжают на обслуживание из Еревана, но затем этой технологии хотят обучить и российских партнеров.