ЕРЕВАН, 8 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Принятый парламентом Армении законопроект о конфискации незаконно нажитого имущества при всей своей нужности будет иметь двойственный эффект на экономику страны, сказал экономист Атом Маркарян в интервью Sputnik Армения.
Эксперт отметил, что пока трудно оценивать влияние этого "раскулачивания" на армянскую экономику в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Безусловно, определенные поступления в госбюджет стоит ожидать, как это бывает в целом при выводе экономики из тени и борьбе с коррупцией. Но первую реакцию потенциальных "объектов" этого раскулачивания нетрудно угадать.
"Люди попытаются скрыть свое имущество, зарегистрировать его на имя своих близких, родственников, отсрочить какие-то инвестпроекты", - считает Маркарян.
Национальное Собрание приняло законопроект в первом чтении 5 марта. Пакет документов даст полномочному органу, созданному при Генпрокуратуре, при наличии оснований инициировать расследование с целью удостовериться в законности имущества, рыночная стоимость которой составляет 25 миллионов драмов (52 тысячи долларов) и более.
Власти Армении заявляют, что цель данной законодательной инициативы – изъять из экономического оборота незаконное имущество и вернуть его законному собственнику, а в случае его отсутствия – государству.
Простой учитель, а на счетах – миллионы: нужна ли в Армении банковская тайна>>
По мнению Маркаряна, при всех недостатках этой инициативы и существующих рисках, в целом изменения стоит приветствовать. Дело в том, что, первоначальное накопление капитала в течение трех десятилетий независимости Армении, с точки зрения экономиста, фактически происходило на фоне сокрытия части экономического оборота.
"Базой для этого сначала послужила приватизация 90-х годов. Затем с помощью системы бюджетных "откатов", различных изощренных коррупционных схем и хищений люди накопили значительные активы. Они сначала вывели их в офшоры, а затем оттуда под видом зарубежных инвестиций вкладывали в те или иные сферы, в том числе и строительство", - пояснил Маркарян.
Однако вывод незаконного имущества и конфискация в пользу законного владельца или государства предполагает как серьезные транзакционные расходы, так и огромные кадровые ресурсы.
По мнению эксперта, если хотя бы 10 тысяч бизнесменов или чиновников, бывших и действующих, попадут под жернова нового закона, то нетрудно представить, какая большая нагрузка ляжет на судебные органы и правоохранительные структуры в целом.
"И это при том, что уже сейчас суды работают, что называется, на износ. Львиная доля рассматриваемых сейчас дел – это гражданские дела, а ведь дела о конфискации незаконного имущества также будут проходить в рамках гражданских процессов. Хотя не исключены и уголовные процедуры", - отметил Маркарян.
Конфискация имущества в новой Армении: опыт Филиппин пришелся властям по душе?>>
Напомним, согласно проекту, рассмотрение дел, связанных с незаконно нажитым имуществом, будет разделено на три этапа. На проведение проверок по каждому отдельно взятому случаю будет отведен срок до трех лет. Основанием для иска могут послужить определенные действия или статус гражданина, сигналы в рамках уголовных дел, касающиеся, в основном, преступлений коррупционного характера, участия в преступных группировках, незаконного оборота оружия и наркотиков, траффикинга. Для инициирования процесса конфискации имущества, по закону, достаточна разница в 25 миллионов драмов между доходами и имуществом. Закон будет иметь обратную силу.
В отношении должностных лиц будет действовать принцип сбора оперативной информации о наличии незаконно нажитого имущества.