ЕРЕВАН, 11 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Зачитанный премьер-министром Армении Николом Пашиняном на митинге в рамках агиткампании в Горисе проект декларации к референдуму можно считать попыткой заинтересовать граждан, мобилизовать массы для голосования в пользу конституционных изменений. Считать этот документ политической и правовой оценкой предыдущих властей, за отсутствие которой команду Пашиняна неоднократно критиковали, вряд ли приходится. Такое мнение выразил в интервью Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян.
Состоящий из нескольких тезисов документ гласит, в частности, что начиная с 1995-го и вплоть до 2018 года ни одни общегосударственные выборы не отражали народной воли. Исключение составляют парламентские выборы в мае 1999 года, которые однако были аннулированы в результате теракта 27 октября.
Проект декларации также гласит, что президент, парламент, правительство и суды, в том числе и Конституционный суд, преимущественно обслуживали личные, узкогрупповые интересы, оттесняя на второй план национальные и государственные интересы Армении и народа, препятствуя развитию страны и благосостоянию граждан. В конце говорится, что референдумом 5 апреля народ окончательно закрывает страницу существования нелегитимных органов власти в Армении.
Стоит напомнить, что практически с первых же дней смены власти в Армении наиболее радикально настроенная часть общества критиковала премьера за то, что он так и не дал политическую и правовую оценку предшественникам.
"Сложный вопрос" по референдуму: глава Минюста Армении затруднился ответить депутату>>
По словам Акопяна, непонятно, какое отношение к конституционного референдуму имеет проект декларации, учитывая, что в нем речь идет не только и не столько о Конституционном суде.
"Если у референдума есть конкретная повестка и спектр вопросов, вокруг которых формируется дискурс, то, полагаю, любой документ должен вписываться в эту логику. Мне кажется, что тут скорее премьер использовал политтехнологический прием. Поскольку сама тема Конституционного суда не столь интересна обществу, нужно ее разбавить чем-то другим", - сказал Акопян.
Как подчеркнул эксперт, с помощью декларации и "шельмования" предыдущей власти премьер захотел преподнести довольно скучный и рутинный референдум о снятии судей с должности в новой и интригующей обертке.
"Я не склонен считать этот текст политической и уж тем более правовой оценкой. Скажу больше, политическую оценку прежней власти общество уже дало, когда заставило их уйти. Эти оценки неоднократно звучали с разных трибун – как в Армении, так и за рубежом", - отметил он.
Что касается сути декларации, то эксперт напомнил, что все представленные в ней тезисы в той или иной форме неоднократно озвучивались властями.
"Возможно, отличие нынешнего документа заключается в том, что на одной бумаге воедино собраны все основные пункты. И Пашинян, как он это часто делает, пытается привлечь людей к обсуждению этой оценки, сделать ее достоянием широких масс. Основная цель – добиться того, чтобы на референдум пришло как можно больше людей", - говорит Акопян.
Он напомнил недавний призыв главы правительства, адресованный гражданам – каждый в меру своих возможностей формирует "мини-штаб" референдума. Подобный "мультипликативный" подход вполне присущ тактике Пашиняна.
Та же технология была задействована во время "бархатной революции", когда людям предлагали не стоять и смотреть в качестве наблюдателя, а вносить свою лепту в политическую борьбу: закрывать улицы, сигналить, стучать кастрюлями и т.д.
Отметим, Пашинян в Горисе также заявил, что до 31 марта проект декларации может быть подвергнут корректировкам, для этого граждане сами могут направить свои предложения и замечания в штаб "Да". Окончательный вариант декларации будет обнародован 31 марта либо 2 апреля. Фактически декларация – это преамбула решения о проведении референдума.
"Спор глухого со слепым": какой будет агиткампания референдума в Армении>>
Голосование назначено на 5 апреля. Изменения в Основной закон страны предполагают отставку главы Конституционного суда Грайра Товмасяна и еще 6 судей КС, назначенных до реформы Конституции в 2015 году. Не подпадают под это изменение только двое из девяти судей КС – Ваге Григорян и Армен Диланян. Остальные семеро судей были назначены по положениям Конституции 1995 и 2005 годов.