Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Вот уже 30 лет находящаяся в двухсторонней транспортной блокаде Армения имеет шансы быстрее своих соседей приспособиться к новым "пандемическим" реалиям. Главное – не запустить распространение заразы дома…
Трамп в сердцах обидел своих главных союзников-европейцев
На самом деле надеяться на то, что в условиях глобальных мировых проблем с контактами и логистикой, с критической ситуацией, в которой оказалась мировая экономика (цены на нефть, котировки валют и ценных бумаг) обойдется без геополитических потрясений, не приходится. Следует помнить, что кризисные времена – это не только проблемы и трудности. В политике это еще и возникшие шансы поиграть, образно говоря, на повышение ставок, использовать сложившуюся ситуацию в личных целях и интересах.
В этом плане надо понимать, что эпидемия коронавируса COVID-19 в итоге может отозваться серьезными потрясениями как на политической карте мира, так и во взаимоотношениях между союзниками и граничащими друг с другом странами.
Показательно то, что случилось между Соединенными Штатами и Евросоюзом – между ближайшими политическими и идеологическими союзниками. Решение Трампа на две недели закрыть свои границы именно для граждан из шенгенской зоны в ближайшем будущем может предельно негативно отразиться на взаимоотношениях между этими союзниками.
Достаточно жесткие оценки в адрес официального Вашингтона уже прозвучали – европейцы попросту обиделись, что американский президент принял такое решение, не потрудившись хотя бы для виду посоветоваться со своими самыми близкими союзниками. Есть на что обидеться. Хотя вскоре, когда пандемия исчезнет, все это может аукнуться на отношениях Евросоюза с США.
С другой стороны, резкие телодвижения Трампа, в принципе, были предсказуемы. Именно по его внутриполитическим позициям, в первую очередь, ударили и проблемы с новым вирусом, и свистопляска на международном рынке нефти, на биржах ценных бумаг и валют.
Авось пронесет, или Как живет Ереван в клещах коронавируса>>
Одно лишь то, что "накрылись медным тазом" все надежды на победоносное вторжение американской сланцевой нефти на европейский рынок "черного золота", может сильно ослабить позиции Трампа в преддверии судьбоносной осени. Ведь планировалось, что нефтяники-"сланцевики" наравне с автопроизводителями должны были стать одной из опор, на которых будет зиждиться победа Трампа на президентских выборах.
Чрезвычайная ситуация может стать соблазном на политической арене
Цена ниже 30 долларов за баррель перечеркивает все эти надежды, поскольку сланцевая нефть конкурентоспособна исключительно при цене 42 доллара за баррель и выше. Некоторые эксперты нижним ценовым порогом и вовсе называют что-то около 50 долларов и выше за баррель "черного золота". Однако в сложившейся ситуации, когда Саудовская Аравия угрожает апрельским ценником всего лишь в 25 долларов, это все уже не актуально. Так же, как и прогнозы о резком подорожании американских автомобилей.
А ведь одной из основных экономических побед нынешнего президента США должно было стать именно восстановление автомобильного производства. Ради этого Трамп в свое время сильно ударил по дружеским взаимоотношениям Соединенных Штатов с теми же европейцами.
В итоге получается, что пандемия коронавируса COVID-19 уже отразилась на отношениях США и Евросоюза. Однако следует понимать, что в перерасчете на региональный масштаб (отвлекаясь от сверхдержавных обид и амбиций) чрезвычайная ситуация со смертоносным коронавирусом также может наделать дел.
На том же Южном Кавказе, где взаимоотношения между странами традиционно напряженные, лишний раздражающий фактор в виде экономических проблем (опять же же цена на нефть), возникших из-за инфекции, может спровоцировать серьезные проблемы. Тот же Азербайджан, сверставший бюджет нынешнего года из расчета свыше 52 долларов (до 55) за баррель нефти, уж точно испытает серьезные трудности.
Ну а предсказать логику стран, у которых из-за падения цен на нефть и курса национальной валюты может оказаться под угрозой "социалка", легче легкого. Руководство будет искать внешнего врага, чтобы переключить на него внимание общества. Конкретно в случае с Азербайджаном вовсе не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать активизацию Баку на треке карабахского урегулирования.
Пашинян перед дилеммой: отменят ли референдум в Армении из-за коронавируса?>>
В условиях пандемии, когда все страны (и даже самые крупные и мощные) вдруг предпочитают закрыть границы с внешним миром и решать внутренние проблемы, вовсе не исключено именно подобное развитие событий на карабахском треке. Недавние попытки обострения ситуации на границе с Нахичеванью, а до этого – диверсия на тавушском участке границы – тому подтверждение.
С Турцией Грузия обошлась толерантно и гуманно
Хотелось бы надеяться, что хотя бы сейчас, когда ВОЗ объявил предельно высокую степень угрозы – пандемию, подобные попытки взорвать ситуацию в регионе прекратятся. Ведь закрытие границ с Ираном (где бушует коронавирус) и Грузией создает серьезные сложности по пассажирской логистике не только для Армении, но и для Азербайджана.
Понятно, что у Баку при любом раскладе остается морской выход на Россию, Казахстан и Туркменистан. Однако пассажирские перевозки по Каспию не могут идти ни в какое сравнение с железнодорожными перевозками. А это значит, что сама пандемия в некотором смысле уравнивает шансы между Ереваном и Баку на то, что при удачном раскладе удастся отделаться лишь "легким испугом".
В любом случае проблемы с перемещением из страны в страну жителей всех трех стран Южного Кавказа уже налицо. Более того, Грузия не смогла перебороть соблазна и заблокировала транзит через свою территорию граждан России. С одной стороны, все логично. Если Тбилиси ограничила передвижение через грузинско-турецкую границу, то границу с Россией тоже может перекрыть.
Однако с Турцией Грузия поступила, скажем так, более чем гуманно. Перекрыт только таможенно-пропускной пункт "Сарпи" (берег Черного моря), зато продолжают функционировать пункты "Вале" и "Карцахи". А вот транзит для граждан России перекрыт наглухо.
Ситуация с распространением вируса у Грузии самая сложная из трех стран Южного Кавказа. Именно там действует безвизовый режим с Европой, где коронавирус COVID-19 разгулялся во всей своей красе.
Италия уже пострадала по максимуму. Сейчас с трепетом ждут развития ситуации Франция (больше 2000 зараженных) и Германия, где, согласно данным, предоставленным премьером Ангелой Меркель, могут заразиться порядка 70 процентов всего населения.
Так что по логике вещей опасность в Грузии на порядок выше, чем, скажем, в Армении, где основные пассажирские потоки направлены в сторону России. Той самой, которая пока еще держится достаточно крепко. На сегодняшний день зараженных россиян - порядка шестидесяти человек.