Жанна Крикорова, специально для Sputnik Армения.
Нагорный Карабах, 16 марта. Много лет назад моя тетя Аида из Степанакерта, будучи уже в почтенном возрасте, спросила меня перед очередными президентскими выборами: «Что там наверху говорят? Кого президентом назначают?» Я ответила, что президента теперь не назначают, что мы его будем выбирать. Тогда она улыбнулась и сказала: «Ты вроде умная девочка, а говоришь глупости».
Всё меняется, время течёт, но сатира и юмор в Карабахе продолжают шагать с ним в ногу. Предвыборная обстановка на волне самоиронии здесь ежедневно обогащает новейшую историю политического фольклора и веселит пользователей соцсетей. Современные технологии и в Карабахе в ходу. Наряду с новостями популярных информационных ресурсов, рассказывающими о том, что происходит в мире, карабахцы каждый день следят за обновлением странички Арцахстресс, где появляются прикольные видеоролики на злобу предвыборных дней.
Такой широкий арсенал предвыборных технологий и методов как сейчас, Карабах еще не видывал. Встречи с избирателями - святое! Даже те, у кого нет средств, используют любую возможность «поговорить с народом». Ну а что сказать, если средства есть?! Тогда это уже не просто встречи, а шоу.
И тут устное народное творчество проявилось в полную силу: «Приезжает один кандидат в село на встречу с избирателями.Стали его помощники ходить по дворам - смотреть, кто из граждан проявил несознательность и на встречу не явился. Видят, мужчина камни таскает, возводит стену. Пристыдили его, сказали, чтобы оставил все и пошел на встречу с кандидатом. Мужик спокойно выслушал и сказал: «Хорошо, я пойду, но когда вернусь, чтобы стена уже стояла!».
Индивидуальное творчество интеллектуалов в соцсетях - отдельная песня. Так, например, пользователь под ником Нуне Ар-ян буквально «строчит» своими остроумными заключениями.
Ещё одна тема, которая на устах - предвыборные штабы. Иногда они располагаются буквально в десяти-двадцати метрах друг от друга (причем одного и того же кандидата, или партии). Массовое открытие штабов сначала слегка шокировало население - люди не могли найти магазины на их привычном месте, а затем стало забавлять. Штабы, или, как их называют в народе, «грасеньяки» обрели статус явления, породившего множество шуток. Например, "рост количества «грасеньяков» привел к резкому дефициту кофеварок в продаже". Или вот, другое наблюдение в соцсетях:
Ещё одна фишка избирательной кампании в том, что началась она задолго до 26 февраля 2020-го года – её официального старта. Летом прошлого года множество молодых карабахцев отдыхали на Черном море, еще многие решали вопросы погашения банковских кредитов, улучшения жилищных условий, трудоустройства, приобретения бытовой техники и многое другое.
Естественно, их спонсоры не связывали этот «аттракцион невиданной щедрости» с предстоящими выборами. Более того, щедрые благотворительные акции происходят и сейчас, но и теперь дарители на словах никак не увязывают их с агитацией. И, кстати, масштаб финансовых затрат некоторых кандидатов также в числе еще одной из особенностей предвыборной кампании. Скажем, один из претендентов, который никогда не был олигархом и даже особо состоятельным не считался, вдруг почти ничем не уступает тем, кто в таковых всегда числился. Колонны новых автомобилей с логотипами партии и его портретами, цветы женщинам с прикрепленными к стеблю визитками (чтобы знали, за кого голосовать), молодые парни и девушки в разноцветных толстовках с именем персоны на груди, да всего и не перечислишь…
Но, самое удручающее происходит опять-таки в виртуальном пространстве. Беспрецедентное использование черного пиара - откровенной дезинформации и клеветы. Фейковые страницы, за которыми шифруются пиарщики спарринг-партнеров, устраивают в социальных сетях почти уличные схватки. Чего только не произошло: и въезд в Россию кому-то официально запрещали, и серьезных дядек для подтверждения этой информации подключали, у кого сколько жен и детей подсчитали, Соросом и геями пугали…
Да только не приживается ложь и клевета в маленьком Карабахе, где все знают друг друга, как облупленных. Вот люди и смеются. И не только над этим, но и над собой.