Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Кем будут христиане на Ближнем Востоке после войны? Немногие вспоминают, что христиане и езиды – не пришельцы в мире мусульман. Напротив, они были и остаются творцами Ближнего Востока. А значит, они не "зимми", а полноправные граждане своих стран – такие же, как любой мусульманин. В этом – главная идея вышедшей в Париже книги "Меньшинства Востока: забытые историей" ("Minorités d'Orient: Les oubliés d'Histoire").
Автор книги – молодой, но уже хорошо известный французский журналист и востоковед Тигран Екавян. Сын сирийского армянина, до войны он регулярно бывал в Сирии и Ливане.
Им, конечно, "помогут"
Открыто о радикальных исламистах на Западе заговорили только в 2014-2015 годах, после их нападения на равнину Ниневии и в Синджар – земли ассирийцев и езидов.
"Эти события напомнили о том, что происходило здесь сто лет назад, в 1915 году", - рассказывает Екавян.
Тогда греки, армяне и ассирийцы верили, что европейские державы не оставят собратьев-христиан.
Многие в Армении помнят, что большевики вывели войска из Карса и Игдыра (исторические армянские города в Западной Армении, ныне территория Турции. – ред.), отдав их туркам в обмен на "мировую революцию". Но мало кто (и в Армении, и на Западе) помнит и о сдаче Киликии по указу французских властей, и о сдаче ассирийского Хаккяри – по указу британских.
"Франция уходит после того, как здесь пролилась кровь ее бойцов. В этом повинны не французские солдаты и офицеры, которые сражались на этой земле. Не по их вине Франция уходит отсюда, предав свои обещания", - так писал в одном из своих писем Ваан Португалян, воевавший в армянском легионе французской армии (цит. по книге Тиграна Екавяна).
По иронии судьбы, Париж и Лондон не получили от этого никакой выгоды. Проглотив эти земли, Турция сразу начала засылать своих агентов в Сирию и Ирак (тогда подконтрольные англичанам и французам). Но и этот урок не пошел впрок. В 1939 году власти Франции отдали Турции провинцию Александретта (искаженное турецкое название - Искендерун). Именно там находился Антиохийский патриархат – одна из древнейших христианских церквей, которую, по преданию, основали святые апостолы Петр и Павел.
Сирийская миссия Пашиняна: можно ли менять географию>>
Точно так же повторяется история с курдами. У них политика далеко не такая прямолинейная, как у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Руководители Иракского Курдистана стараются показать миру, что уважают права христиан. Действуют школы, открываются церкви, в парламенте Курдистана есть три депутата-ассирийца и один армянин. Но и здесь христиане стали не согражданами, а вассалами, подчеркивает Екавян.
Политика курдификации проводится на всех уровнях. В курдском регионе Сирии даже в школах история переписывается в желательном для них виде, добавляет он.
"Следя за новостями о христианах и езидах, нужно внимательно следить за происходящим, чтобы не стать жертвой курдской пропаганды", - подчеркивает Екавян.
Людовик Святой и Джордж Буш
"Старшая дочь церкви" - так называли Францию в Европе за то, что король франков Хлодвиг первым принял христианство. В средние века французские короли прибавляли к своему титулу слова «христианнейший монарх».
С одной стороны, Франция гордится защитой христианских ценностей. Здесь вспоминают и послание Людовика Святого христианам-маронитам в Ливане (в XIII веке), и соглашение Франциска I с турецким султаном Сулейманом триста лет спустя. Тем острее было и остается разочарование предводителей восточных церквей.
"Когда началась последняя война, сирийские патриархи приехали в Париж, предупреждая, что в рядах сирийской оппозиции есть экстремистско-мусульманские силы. Но к их предупреждению никто не прислушался. Это в очередной раз показало, что четкой политики в отношении христиан у западных лидеров нет", - подчеркивает Екавян.
Заметим, с такими же призывами о мире обращались и римские папы – и после Войны в Заливе, и во время "Арабской весны" в 2011-м. Но в 1991-м Джордж Буш-старший даже не сообщил в Ватикан об окончании войны (папе римскому позвонил президент Италии).
Но мало кто вспоминает, что и эта, и следующая война в Ираке стала для исламистов удобным поводом снова напасть на христиан. В результате, после 1991-го из Ирака выехали две трети христиан. Грустная перекличка с Оманской империей и ее правопреемницей: в 1890-е годы в Анатолии (территория современной Турции) армяне, ассирийцы и греки составляли около 30% населения, в 1924-м – 2%, теперь – еще меньше.
Судьба христиан в Ираке мало заботила организаторов войны – хотя оба Джорджа Буша были верующими христианами.
Армения в военных действиях в Сирии: месседж Тонояна дошел до адресата>>
"Детьми церкви" остаются не короли и не президенты, а обычные американцы и французы. Один из них, Эммануэль Альбаш, который в 70-е уехал из Франции в Ливан, отправился воевать на стороне христианских отрядов самообороны. Есть несколько правых организаций, которые поддерживают христиан.
И наконец, годы спустя, о христианах и езидах все-таки заговорили политики (правда, уже не во власти). Экс-премьер Франции Франсуа Фийон недавно собрал по этому вопросу крупную конференцию в Париже. Сюда приехали экс-премьер Испании и экс-президент Ирландии. Теперь они хотят создать новый фонд для поддержки религиозных меньшинств Ближнего Востока.
"Посмотрите себе в тарелки"
Те, кто называют христиан "пятой колонной Запада" на Востоке, забывают о примерах, когда христиане защищали арабские идеи не меньше мусульман. Яркий пример из современности – коптский патриарх Шенуда III, который выступал против курса египетского президента Анвара Садата по сближению с Израилем (при том, что Садат объявил ислам государственной религией, "забыв" про миллионы коптов).
Если ислам как таковой существует сам по себе, то исламский фундаментализм – совсем нет. Он как раз и является "пятой колонной" ряда арабских стран на территории соседей. Не все осознают, что радикальный исламизм поддерживается странами Персидского Залива и Саудовской Аравией, подчеркивает Екавян.
"Он исходит не изнутри Египта, а поддерживается саудитами и странами Залива. Поэтому мировые сторонники демократии должны поднять этот вопрос если и не для защиты христиан, то хотя бы для защиты прав человека", - добавил Екавян.
В том же Египте президент ас-Сиси разрешил коптам построить новый собор Рождества Христова и даже приехал туда на литургию, но при нем же в стране свободно действуют издания мусульман-салафитов, которые призывают к борьбе c "неверными". Откуда они финансируются?
"Вы спрашиваете, где империализм? Посмотрите себе в тарелки", - так заявил в одном из выступлений "африканский Че Гевара" – президент Буркина-Фасо Тома Санкара.
Больше не "зимми"
"Война других" – так назвал нескончаемые конфликты в Ливане известный журналист Гасан Тюени. Сам он арабский христианин. И он, и многие другие христианские мыслители на Востоке подчеркивают: решение вопросов не придет извне, найти его можно только самим. До тех пор, пока христиане будут искать защиты у других, на них будут косо смотреть дома.
Своя доля ответственности есть и на мусульманах. До тех пор, пока они будут смотреть на своих сограждан-христиан как на "зимми" (по шариату это христиане и евреи, не равные в правах с мусульманами), они будут давать повод для вмешательства арабским нефтяным державам (охотно финансирующим борьбу против "неверных").
Именно поэтому особое внимание приковывают протесты в Ливане. Впервые за очень долгое время они объединили всех – и христиан, и мусульман.
"Впервые эти люди восстали и поняли, что могут жить как один народ, а не порознь. Так они могут показать принципиально новый тип сосуществования – не османские "миллеты", а единое общество", - подчеркнул Екавян.
"Миллет" – это система минимального самоуправления, которую в Османской империи создали для иудеев и христиан. Внутри себя они решали вопросы браков, разводов и церковного имущества. Османской империи давно уже нет, но логика миллетов до сих пор есть: христиан пытаются представить как изолированное меньшинство.
Геополитический кикс армянской дипломатии: Ереван наверстывает упущенное в Сирии>>
Но чтобы положить конец экстремизму, общества в арабских странах должны стать едиными, без "правоверных" и "зимми". Задача очень сложная (и неизвестно, выполнимая ли). Однако именно о ней все чаще говорит интеллигенция на Ближнем Востоке – причем не только ее христианская часть.