ЕРЕВАН, 5 апр – Sputnik, Хачик Чахоян. Выдающийся армянский архитектор Александр Таманян изначально проектировал здание Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна в Ереване как учреждение, предназначенное для проведения и спортивных мероприятий. Об этом рассказал в беседе со Sputnik Армения директор Музея-института архитектуры имени А. Таманяна Марк Григорян.
Григорян детально представил историю этого уникального проекта, раскрыв интересные детали, в том числе о том, почему задумка архитектора не была целиком реализована и задние не было построено по изначальному проекту.
В Армении в 1920-х, до советизации, по понятным причинам не было крупных архитектурных проектов. В эпоху СССР эта сфера начала активно развиваться, а одним из основоположников армянской советской архитектуры стал Александр Таманян.
Спорт тогда тоже становился постепенно неотъемлемой частью жизни народа, лишь недавно прошедшего через серьезные испытания. А для развития спорта нужны были спортзалы и спортивные комплексы. Все строилось с нуля. В этих условиях Таманян и проектировал здание Национального театра оперы и балета.
"Как известно, в здании Театра оперы два зала – оперный и филармонический. Эти залы объединены одной сценой. Сцена в свою очередь разделена бетонной стеной, которая, по задумке Таманяна, должна была быть передвижной. Предполагалось, что она будет подниматься, объединяя две стороны сцены. Глубина сцены оперного театра – 20 метров, оркестровая яма должна была сравняться со сценой, при этом 8 рядов партера должны были стать частью оркестровой ямы, тем самым обеспечив платформу для проведения спортивных мероприятий", - рассказал Марк Григорян.
Замысел Таманяна даже сегодня поражает своей гениальностью. Трудно представить, что в начале прошлого века архитектор мог проектировать крытый спортивно-концертный комплекс.
"По проекту Таманяна, часть зала должна была быть крытой наполовину, а сегодняшний зал филармонии – открытым. Не думаю что в то время Таманян думал о футбольных встречах, но если бы его проект реализовали в начальном виде, у нас была бы довольно большая площадка для разных видов спорта", - отметил Григорян.
Оказывается, прилегающие к зданию Театра оперы территории и площадь тоже были построены не просто так.
"Их также планировалось использовать в спортивных целях - бег, теннис. В то же время эта площадь подходила бы для массовых собраний", - подчеркнул Григорян.
В спортивном плане цель осталась не достигнутой, а вот демонстрации и митинги на этой территории проводятся до сих пор.
Изначальный проект Александра Таманяна не был полностью реализован, поскольку архитектор, к сожалению, рано скончался.
"В 1936 году, когда Таманяна не стало, здания Театра оперы еще не существовало. Высота возведенных стен составляла лишь полтора метра. Строил сын Таманяна, Геворг Таманян, и время уже было другое. В то время первым секретарем Армянского ЦК был Григорий Арутюнян, он распорядился, чтобы здание было целиком крытым и чтобы не было ничего лишнего", - рассказал Григорян.
Разумеется, здание Театра оперы в спортивных целях в этом случае использоваться не могло. Но спорт в Армении начал развиваться. Конечно, в Армении были развиты традиционные, национальные виды спорта, например, кох. Но для состязаний по коху были в Ереване другие места. И важнейшим был, несомненно, рынок Гантар, находившийся там, где сейчас Детский парк (бывший парк имени Кирова).
Позднее в мире начала распространяться шведская борьба, современным продолжением которого стала борьба греко-римского стиля. А спортивные соревнования стали проводить на Республиканском стадионе, который сдали в эксплуатацию в 1935 году.