Сасунцы всегда славились своим упорством и строптивым непокорным духом. Неслучайно армянский национальный эпос посвящен именно им. "Сасна црер" – неистовые сасунцы, так и не склонившие головы перед арабским халифатом. Сегодня, спустя век после страшного Геноцида в Османской империи, сасунские армяне не только не отуречились, но и сохранили свой язык и свою религию.
В Сасуне много армянских топонимов – Рут, Шеник, Гермав, Датван, Мктенк, Гомк. Именно здесь мы сделали первую остановку, и здесь же столкнулись с реальностью, которая не могла не найти живого отклика в наших сердцах.
Жители этих деревень - не криптоармяне и не мусульмане. Это армяне и христиане, которые, к тому же говорят, на армянском (сасунский диалект).
Говорят по-турецки, но поют на армянском: одиссея между Западной и Восточной Арменией>>
На пороге одного из домов в Гомке нас встретила 70-летняя женщина. "Добро пожаловать, как вы?" - обратилась она к нам с приветствием на армянском.
Фрида – мать 4 детей, подаривших ей 25 внуков. Один из сыновей живет в Гомке, другие переехали в Стамбул – за образованием и лучшей жизнью. С некоторой грустью наша соотечественница рассказывает о том, что чувствовала себя самой богатой на свете, когда все ее дети жили в Гомке. Потом снова улыбается – главное, что они продолжают оставаться армянами. Приглашает нас пройти в дом, опять же на сасунском диалекте.
"Я тут родилась, мои дед и бабка тут жили, пока не померли. А мои дети живут в Стамбуле и здесь тоже. Половина знает армянский, половина – нет. Но я не забыла армянский язык, я говорю", — рассказывает Фрида.
Беседуя с бабушкой из Сасуна, я осматриваю скромное убранство ее дома. В глаза бросается фотография статуи "Мать-Армения" в Ереване. Чуть дальше – христианский крест, как символ веры своего народа. Спрашиваю у мужа Фриды, не боятся ли они выставлять напоказ свои корни, свои христианские и национальные ценности.
"Мы не боимся и не страдаем": что больше всего смущает криптоармян в Турции>>
"Я боюсь только Бога, людей не боюсь". Таков ответ 78-летнего сасунца Айро.
Всю свою жизнь Айро провел в горах Сасуна, его отец и дед были фидаинами (участники движения сопротивления, солдаты – ред.) и до 1950-х боролись против турецкой армии, не позволяя им добраться до их деревень и завершить резню. В конце концов турецкому правительству пришлось заключить мирный договор и дать сасунцам гарантии безопасности, но жители Гомка так и не сдали оружие. Несколько фидаинских ружей времен Геноцида все еще хранятся в доме Айро.
"Это как искать родителей и не находить": армяне в Турции возвращают своё спустя век>>
Он показывает нам их "и патронташи на спине", как поется в известной армянской песне.
Невестка Фриды Дердо родом из не менее героического села Мктенк. В этом селе родился легендарный Геворг Чауш.
"Моего бабо (папу) зовут Тигран. Мне 37 лет, пятеро детей – Сузан, Рита, Шаин, Шенор, Арат. Мой муж говорит – никуда отсюда не уеду, здесь хорошо, здесь красиво", — признается армянка.
Заброшенный "космополит": National Geographic посвятил статью древней армянской столице>>
В Сасуне, говорят, есть неписаный закон: армяне женятся и выходят замуж только за армян, чтобы сохранить чистоту крови.