ЕРЕВАН, 18 апр – Sputnik. Пройдет время, пройдет и коронавирус, но останутся "вирусы" другого рода. Это фейки или, говоря русским языком, самые обыкновенные фальшивки. Если вирус пользуется слабостью нашего организма, то фейки подстраиваются под образ нашего мышления и умело "подпевают" нам.
О том, как это происходит, рассказал на вебинаре международного информационного агентства Sputnik ведущий антифейкового подкаста РИА Новости Игорь Кривицкий.
По его словам, фейки очень хорошо "ухватили" особенность нашего сознания: мы хотим простых решений и хотим в них верить. Вряд ли мы будем слушать, что говорит о вирусе доктор биологических наук. Гораздо охотнее мы выслушаем оратора, который громко и уверенно возвестит: "Коронавирус выдумали!" или "Ешьте чеснок, и все будет хорошо".
Особенно хочется верить таким слухам, когда есть желание узнать больше, а информация ограничена – как в случае с коронавирусом.
"Я ж о вас думаю, ребята..."
У фейков есть и свои способы привлечь наше доверие. Он не способен существовать параллельно с официальной информацией, поэтому стремится вытолкнуть ее из нашего сознания.
"Фейк стремится заставить вас поверить, что именно он – истина последней инстанции. Поэтому он противопоставляет себя официальной информации", - отмечает Кривицкий.
Все бы ничего, если бы фейк мог доказать, почему официальная информация ложна, а его – правдива. Для этого существует несколько приемов.
Уникальный проект SputnikPro: журналисты устроили мозговой штурм в режиме онлайн>>
Часть фейков начинают говорить от лица обывателей, рассчитывая, что мы, скорее, поверим простым людям, нежели безликой "казенной" информации. "Вчера сосед Сергей (или Сурен) рассказывал, что в супермаркетах все расхватывают с полок, ужас просто".
Иногда дается ссылка на знающего человека, работающего в системе. Сидя на работе с девяти до шести, он вынужден молчать, однако дома своим родным рассказывает все, как есть. Он может быть врачом, либо полицейским, либо муниципальным работником. Варианты могут быть разные, но суть одна: проверить этого человека невозможно. Зато противостояние "бездушному официозу" создает сильный фон доверия к нему.
Доктор всевозможных наук
Есть и фейки другого рода. Иногда дается ссылка на определенные источники. Это могут быть имена докторов наук, либо заумные названия научных журналов. Здесь уже пытаются играть на другом: 99% читателей не проверяют, существуют ли эти "доктора" на самом деле.
И даже если существуют, едва ли у кого-то хватит времени или желания проверять эту информацию.
Кривицкий обратил внимание на один из широко разошедшихся фейков – это заявление о том, что в "Журнале вирологии" за апрель 1991 года - на странице 1916, содержатся данные о коронавирусе.
Здесь достаточно вспомнить, что до ноября 2019 года о коронавирусе нового типа никто ничего не знал. Кроме того, вряд ли у журнала будет 1916 страниц (обычно даже у научных журналов их не более 200, реже – около 300).
Правда, авторы фейков могли пойти еще дальше. Можно, к примеру, правильно написать название журнала - "Вопросы вирусологии", указать реальную статью – например, вот эту - Исследование адсорбции бактериофага ФАb-Sp7 на клеточной поверхности Azospirillum brasilense Sp7.
Все равно ее прочитает один из тысячи, а у остальных не будет на это ни времени, ни желания.
Важно! Обязательно перешлите!
Фейк призывает нас не быть эгоистами и переслать полезную и важную информацию всем, кого мы знаем и любим. Многие именно так и поступают.
Отчасти здесь эксплуатируется особенность психики человека, подчеркивает Кривицкий. Когда происходит какое-то ЧП, человек сначала действует, и только потом думает. Поэтому задача фейка – показать, что ЧП действительно происходит и надо действовать, не теряя ни минуты. Например, как под видом дезинфекции по квартирам "орудуют" домушники, распыляя усыпляющие газы.
Как сделать кино из текста или "чудо лонгрида": советы от медиаэксперта Андрея Станавова>>
"Многие сначала пересылают такую информацию и только потом задумываются о ней", - добавил он.
Куда правильнее было бы указать телефон горячей линии местных властей или Минздрава. Перед тем, как впускать в дом незнакомого человека, по этим номерам можно уточнить, действительно ли по данному адресу проводится дезинфекция.
Есть и другая причина. Другие люди ведут себя так же. Интуитивно мы понимаем, что нас будут больше слушать (или "лайкать"), если мы станем рассказывать что-то броское и тревожное. Поэтому многие, даже завидев, что новость фейковая или, как минимум, непроверенная, все-равно готовы делиться ею в соцсетях.
Социальные сети позволяют нам тешить свое самолюбие, собирать "лайки", чувствовать себя если не творцом, то хотя бы распространителем какой-то важной информации. Фейковые новости вполне удовлетворяют это желание.
В заключение можно сказать лишь одно: не верьте фейкам. Правда, сделать это куда сложнее. Уж слишком заманчиво их предложение: думать за нас, пока мы заняты бесконечными житейскими проблемами.