Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Одно лишь перечисление всех достижений армян в Османской империи потребовало бы написания не одной книги. А уж тем более это невозможно в рамках одной статьи.
Такого мнения придерживается и Асмик Степанян, тюрколог, автор книги "Вклад армян в Османской империи". В своей работе она рассказывает о роли армян в дипломатии Османской империи, ее придворной жизни, судебной системе, армии, банковской сфере; а также в науке, архитектуре, градостроении, живописи, медицине, культуре и т.д.
Разумеется, именно к ней мы обратились за помощью при написании данной статьи. Нас, в первую очередь, интересовало, насколько достижения армян признаны в современной Турции.
"Что-то они признают, что-то скрывают и выдают за свое. Деятельность армян в некоторых сферах, конечно, оценена. Это архитектура, градостроительство, фотография, ключевую роль в которой сыграл Ара Гюлер… Ну и, конечно, театр: отрицать роль армян в становлении театра турки не могут", - говорит специалист.
Разбросанные по миру армяне должны искать справедливости в парламенте Турции – Пайлан>>
Часть турецкой интеллигенции, по ее словам, придерживается шовинистических взглядов, другая настроена более демократично. Вторые признают истину и умеют быть благодарными. Время от времени на эту тему издаются книги, проводятся интересные выставки.
Более полугода назад, к примеру, была организована выставка, посвященная типографскому делу, у истоков которого стояли армяне и греки. Несколько лет назад вышла книга о музыке. Здесь надо заметить, что долгое время турки пользовались хазами, но не средневековыми армянскими, а той системой, которую изобрел для них армянский композитор и музыковед XVIII-XIX веков Амбарцум Лимонджян. Называется она в Турции Hamparsum notası ("Нотопись Амбарцума").
Как уже было сказано выше, описание вклада армян в Османскую империю в данном случае – задача невыполнимая, но нельзя не привести ряд примеров для визуализации теоретического материала.
С чего начиналась Турция
Архитектура
Первую медресе из камня на территории Конийского султаната построил в 1251 году архитектор Галуст – армянский зодчий, живший и творивший в XIII веке в Конье. Индже Минаре – один из лучших памятников сельджукской архитектуры. Медресе Галуста и есть тот самый архитектурный стиль, который ныне называют "сельджукским".
До возведения Индже Минаре, который и сейчас украшает этот город, пристанищем талибов (студентов - ред.) были юрты, шатры, алачыги. Кстати, зодчий Галуст был также создателем второго медресе в Сивасе. Подробно о сельджукских памятниках на территории современной Турции пишет крупный ученый-историк Анатолий Якобсон в своей работе "Сельджукские отклики на темы Армянской средневековой архитектуры".
Армяне и греки оставили тюркам-османам в наследство великолепные дворцы, караван-сараи, мечети. Если говорить непосредственно об армянах, то династия Бальян возвела в одном только Стамбуле свыше двух десятков дворцов, среди них – величайшее в истории Востока сооружение и визитная карточка Турции – Долмабахче.
Армянским зодчим принадлежат такие мечети, как Селимие в Эдирне, Сулеймание, Нусретие, Ортакей, Аксарай Валиде…
Театр
Количество произведений армяноязычной турецкой литературы, переведенных для театра, доходит почти до 500. В жизнь константинопольских армян театр вошел в 1820-х годах.
Турецкий историк и театровед Рефик Ахмед считает первыми турецкими представлениями инсценировки пьес Гольдони "Деревянный меч" и "Дон Грегорио", поставленные в 1857 году театральным коллективом Срапиона Экимяна в театре братьев Наум. На этом знаменательном представлении присутствовал султан Абдул-Меджид.
С 1856 года, когда турецкое правительство наложило запрет на армянские театральные представления в центре города, труппа Срапиона Экимяна была вынуждена ставить представления на турецком языке, а впоследствии на итальянском и французском.
Печатное дело
Первую армянскую типографию в Константинополе основал Абгар Тохатеци в 1567 году. С этого начался славный путь армянского книгопечатного дела в Османской империи.
"Помним и требуем": медики присоединились к акциям в День памяти жертв Геноцида армян>>
В начале XIX столетия количество армянских типографий Константинополя доходило до 25, а к концу века на территории Османской империи действовали уже несколько сотен армянских типографий и издательских домов. Это сыграло существенную роль в истории развития народов Османской империи и, в частности, просвещения турецкого народа и культуры книгопечатания. Так, в XVII-XVIII веках был опубликован целый ряд словарей.
Медицина
Врачей-турок в Османской империи обычно не хватало, поэтому многие обращались за помощью к "неверным подданным". Хотя справедливости ради надо сказать, что даже при наличии достаточного числа врачей-единоверцев больные предпочитали обращаться к "спасителям"-христианам, пользовавшимся известностью и внушавшим доверие.
С начала XVIII века авторитет армянских лекарей все возрастал, они переходили на службу в качестве личных врачей султанов. Многие были удостоены наград от султанского правительства, получали ордена, занимали высокие должности при дворе, важные государственные и военные посты.
Благодаря профессиональным контактам армянских врачей в Европе специалисты этих стран старались помочь в организации и развитии здравоохранения Османской империи. Так, в помощь медицинским учреждениям Турции в 1895 году французское правительство через Коперника Хюнкарбеендияна отправило в Константинополь именитого гинеколога – доктора Берто.
Аграрное дело
Первыми специалистами по научной агрономии в Турции были армяне. Благодаря своим заслугам в развитии этой области Григор Агатон в XIX веке становится первым министром-христианином Османской империи.
Наиболее известны также имена выпускников высшей агрономической школы "Гриньон" в Париже Акоба Амасяна, Геворга Стримарджяна, а также Карапета Сируняна, Ованнеса Туйсузяна и других.
После учебы в Европе армяне возвращались в Османскую империю и становились пионерами научной агрономии. Их усилиями в городах центральных провинций были основаны агрономические училища, сельскохозяйственные кредитные организации, разбиты экспериментальные сады и огороды и т.д. Они не жалели сил для организации сельского хозяйства на европейском уровне. На конкурсах, проводимых в рамках программы реформирования страны, армяне показывали лучшие результаты.
В авторской группе по составлению Устава константинопольской Торговой палаты, состоящей из 15 человек под руководством Аристакеса Азаряна, было пятеро турок, столько же греков и пятеро армян.
Надо сказать, наиболее успешные экспериментальные поместья вызывали ревнивое отношение турецкой верхушки. Решением особого совета правительства в пользу государства были конфискованы образцовые угодья и земли.
Кулинария
При османском дворе работали лучшие повара империи, среди которых были греки, славяне, армяне. Все оставленные ими рецепты сегодня называют "турецкой кухней". В книге "Национальные кухни наших народов" историк кулинарии Вильям Похлебкин пишет:
Топ-5 шедевров, созданных армянами в Турции, или О чем не рассказывают туристам>>
"С XVII до начала XIX века Армения была поделена между Турцией и Ираном. В этот период хозяйство Армении, ее людские и материальные ресурсы пришли в упадок, но духовная и материальная культура не изменилась, не погибла и армянская кухня. Наоборот, армяне внесли свой вклад в кухню турок-сельджуков, так что многие истинно армянские блюда стали позднее известны в Европе через турок как якобы блюда турецкой кухни".
Музыка
Музыкальную культуру Турции сложно представить без армянской составляющей. Ведь нотной записи у них не было, а появилась она, как было отмечено выше, благодаря Амбарцуму Лимонджяну, составившему нотопись из хазов, которую использовали турки. Именно благодаря этому сохранились тысячи народных музыкальных произведений.
Просто зарабатывали на наивных армянах? На самом ли деле в Турции разрушен дом Чаренца>>
Армяне были и пионерами в европейской классической музыке в Константинополе: первая опера на территории современной Турции – "Аршак II" была поставлена Тиграном Чухаджяном и Товмасом Терзяном в 1868 году. Это была первая опера на всем Востоке.
Язык и грамматика
Основателем современного турецкого языка является Акоп Мартаян или, как называют его турки, Акоп Дилачар. Именно он перевел османский турецкий с арабицы на латиницу, ввел типичные для турецкой фонетики знаки.
Историк, языковед, переводчик и художник Козмас Комитас Кемурджян, получивший образование в Италии, написал исследование о грамматике турецкого языка на итальянском.
Армянские лингвисты издали первые франко-турецкие, а также орфографические словари.
"Свинья под дубом"
Чем же на все эти благие дела ответили турки? Геноцидом и депортацией полутора миллионов армян из их исконных земель – Западной Армении, называемой сегодня Восточной Анатолией.
Помните персонаж известной басни? Когда "свинья, наевшись желудей досыта, до отвала… встала, и рылом подрывать у Дуба корни стала".
Что же до турок, то "дуб" они погубили, но вот от сущности своей не ушли… Яркое тому доказательство – спустя 105 лет потомки османов не только не признают злодеяния своих предков, но и пытаются всячески их оправдать.