Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Никто в Армении не поедет посмотреть Амасию. Кругом камни, зимой – снег, ветрено - всегда. В селах – низкие дома с крошечными окнами: от больших весь дом "простынет". Старины красивой тоже нет, посмотреть не на что... Это кусочек Западной Армении, который остался в Армении сегодняшней. Но такой ее видеть не хотят, поэтому она никому не интересна.
Здесь начинается Армения, или О тех, кто живет на стыке трех границ>>
— Ничего, когда-нибудь и нашу родину вернем, - говорит Сос Мурадян. В селе Еризак, на нынешней границе с Турцией, он родился и живет всю жизнь.
— Это сейчас они там посты понаставили. А до конца 80-х почти ничего не было. Думали, что Советский Союз все это вернет. А когда Союза не стало, вот тогда осмелели, — добавляет он.
— Вернуть-то вернуть, дядя Сос, да только нам бы свое сначала обустроить, — отвечает ему русский пограничник.
Вместе мы поднимаемся на машине в гору, к дому Мурадянов.
Поездка в Амасию и этот диалог состоялись несколько месяцев назад. Офицер-пограничник родился совсем далеко от Армении, и сейчас уже, скорее всего, уехал. Десять с лишним лет он охранял здесь границу вместе с армянами.
Простой и старый способ: в морозном Ашоцке армянский фермер растит гречку и даже клубнику>>
Для советских и российских пограничников служить здесь — особая честь. Где бы ни праздновался День пограничника, "Ибишские волки" всегда друг друга узнают.
Ибиш – это тюркское название села. Так оно называлось и в советское время, и пограничники свою заставу так и называют - по старинке.
Тюркских топонимов при Османской Турции и Российской империи здесь было много. До конца 80-х в этой местности жили карапапахи (от азербайджанцев они отличались верой: были не шиитами, а суннитами). Во время известных событий они отсюда уехали вместе с азербайджанцами. Остались лишь надгробия. "Войну" чужим могилам никто не объявлял. Здесь люди думают немного иначе.
— Нам это незачем. Мы с мертвыми не воюем, — говорит дядя Сос.
Границу, какая бы она ни была, они помогают охранять российским военным всеми силами. А многие из местных приграничных сел сами служат в погранотрядах.
Поселок Амасия раньше назывался Агбаба. Под этим именем он фигурировал в документах между Турцией и Советской Россией, когда Агбабинский район отошел к Советской Армении. Это нынешние Амасийский и частично Ашоцкий регионы. Остальную Карскую область отдали Турции.
О тюркском названии Агбаба охотно вспоминают в соседней стране. А о названии Амасия (так Агбабу переименовали в 1956 году, в память о городе понтийской Греции и Западной Армении) предпочитают не упоминать. Стараются молчать соседи об этой истории, ведь жизнь не только армян, но и греков напоминает им о том, что живут они не в своих, а чужих домах.
Холодный, но не бездушный: чем живут на крайнем севере Армении>>
В нынешней Амасии живут не только ширакские и карские армяне, но и потомки переселенцев из Западной Армении. Много их из Муша – и в Амасии, и дальше к северу, в Ашоцке.
— Вы говорите, тут все некрасиво и холодно? А я вам скажу – красивее нашей зимы ничего нет. А еще вы летом сюда приезжайте, когда в Ереване, на вашем Северном проспекте, дышать нечем. Тут такие луга у нас в горах, - говорит нам Артур Микаелян.
Многократный чемпион Армянской ССР по лыжному спорту в середине 90-х вернулся сюда с женой, тоже лыжницей – русской с Алтая. Здесь они несколько лет жили без нормального света и воды, пока все более ли менее не наладилось. Сейчас они бесплатно учат местных ребят кататься на лыжах. У их родителей не осталось ни работы на заводах, ни комбайнов с тракторами. С распадом Союза все это исчезло. И если будет хоть какой-то заработок, никто отсюда не уедет.
Около месяца назад мне неожиданно позвонил один знакомый. "Здравствуйте. Напомните мне, где в Гюмри школа номер семь?" - спросил он. Оказалось, звонил не мне, номер перепутал, а в Гюмри ехал из своего села Сизавет, что близ Ашоцка.
— Мне сказали, в Гюмри в этой школе помощь собирают для нуждающихся. Сейчас вирус, людям жить не на что. А я со своего поля гречку и чечевицу собрал, с прошлой осени осталось. Не умирать же людям с голода...
Подземные ходы до древнего Ани и самая опасная змея: что есть в Шираке, чего нет нигде?>>
Известных старых храмов или крепостей в этом осколке Западной Армении действительно нет. Но есть люди, которые хотят здесь жить - несмотря ни на что.