ЕРЕВАН, 25 апр — Sputnik, Ашот Сафарян. Геноцид армян в Османской империи породил не преодоленный по сей день барьер между двумя государствами и народами. С тех страшных событий прошло 105 лет, однако Турция упорно отказывается признать это преступление против человечности, взглянуть в глаза собственной истории и покаяться в содеянном.
Кроме того, Анкара безоговорочно поддерживает позицию Баку в карабахском конфликте. В знак поддержки Турция держит в блокаде границу с Арменией, с ней также отсутствуют дипломатические отношения.
Но как это ни удивительно, в первые годы после Геноцида в Ереване и Гюмри действовали турецкие консульства, а в Константинополе (тогда еще было принято называть так Стамбул. – ред.) находилось посольство Армении.
Как известно, в мае 1918 года была провозглашена Республика Армения, которая просуществовала два года и вошла в историю под названием Первой республики. Тогда и были установлены дипотношения с доживающей свой век Османской империей и затем – кемалистской Турцией.
Директор Национального архива Армении Аматун Вирабян рассказывает, что в 1918 году были открыты сразу два турецких консульства в Армении – один в Ереване, другой – в Гюмри (тогдашний Александрополь. – ред.). Однако консульство в Гюмри просуществовало недолго – оно было закрыто в 1921 году, спустя несколько месяцев после советизации Армении.
"Турецкое диппредставительство в Ереване действовало до 1927 года. Первым консулом был Али Мехмет. Впоследствии его сменили другие, в основном военные. В столице Армении существовало также иранское консульство. Оба эти консульства занимались вопросами проживающих в Армении этнических турок, персов, у которых в это время еще были проблемы с гражданством. Консульства также координировали вопросы приграничной торговли", - сказал Вирабян в интервью Sputnik Армения.
Советское государство на первых порах имело хорошие отношения с кемалистской Турцией, между странами шла активная торговля. Основные торговые пути, а их было два, пролегали через Армению – мост Маргары (армяно-турецкая граница в направлении Араратской области) и железная дорога Карс-Гюмри (Александрополь, тот же Гюмри после установления советской власти стал называться Ленинаканом. – ред.). Железная дорога пролегала до Эрзрума, впоследствии турки довели полотно до самой Анкары.
С конца 20-х годов прошлого столетия советско-турецкие отношения преимущественно стали прерогативой центральной власти, и консульство Турции в Ереване постепенно потеряло свою актуальность. В конечном итоге было принято решение оставить одно представительство Турции в Закавказье – консульство в Тбилиси, где оно действовало до 1937 года.
Здание турецкого консульства в Ереване располагалось в центре города, недалеко от нынешнего Русского драматического театра им. Станиславского. Однако оно не сохранилось до наших дней. Что касается диппредставительства в Гюмри, то по иронии судьбы в этом здании сейчас располагается офис партии АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД). Видимо, кто-то из дашнаков решил "потроллить" судьбу и историю.
Вирабян вспоминает, что впоследствии сотрудники турецкого консульства в Ереване, в основном азербайджанцы, попали под маховик репрессий 30-х гг. Изначально они были завербованы советской разведкой, но затем НКВД обвинил их в двойной игре, в итоге вчерашние агенты спецслужб подверглись "чисткам".
Как уже отмечалось выше, у Армении также было свое посольство в Турции. А послом был один из видных дашнаков - Фердинанд Тахтаджян. Вместе с Александром Хатисяном, министром иностранных дел Первой республики при правительстве Ованнеса Каджазнуни, Тахтаджян вел переговоры с турецким правительством об обмене пленными, демаркации границ и т.д.
"Мы не боимся и не страдаем": что больше всего смущает криптоармян в Турции>>
Впрочем, отношения эти длились недолго. В сентябре 1920 года турецкая армия начинает масштабное наступление на Армению. Война закончилась поражением вооружённых сил Республики Армения и подписанием Александропольского мирного договора 2 декабря того же года. Три дня спустя в Армению вошли части 11-й армии РККА.