Моя биография — это мои стихи, говорил великий армянский поэт XX века Ованнес Шираз. Конечно, в стихах он в полной мере раскрыл трагическую историю своего детства и юности. Отец Шираза был убит в Александрополе (ныне Гюмри) турецкими солдатами, когда ему было три года, мать не смогла прокормить сына и отдала его в приют для сирот.
Почему на могиле Ованнеса Шираза нет надгробного камня?
Гора Арарат - совершенно особый символ, обращались к которому практически все армянские поэты и писатели. Но никто не посвятил горе столько строк, сколько Шираз. Современники помнят его сакраментальную фразу, которую он повторял, когда речь заходила о достижениях других народов: "Пускай все народы дойдут до луны, только бы армянский народ дошел до Арарата". Тема Геноцида армян и потеря Западной Армении были по-настоящему "больной точкой" поэта.
В Пантеоне имени Комитаса в Ереване, где покоятся видные деятели армянской науки и культуры, одна лишь могила Ованнеса Шираза стоит без надгробного камня. Могила покрыта травой и обрамлена бордюром из белого мрамора. Тут же стоит бюст поэту.
Но надгробного камня нет. Он лично об этом попросил своего старшего сына Ара Шираза.
"Пройдет сто лет или пятьсот - не важно, все равно Масис (еще одно армянское название горы Арарат) однажды будет нашим, и тогда мой народ будет кричать от радости. Если вы положите на меня камень, как же я услышу эти крики, как я узнаю, что Масис - наш…", — сказал Шираз своему сыну.
Шираз умер 24 марта 1984 года. Сын исполнил просьбу отца.
"Цо, это же мое стихотворение!"
Многие писатели в глубине души считают себя великими, а Шираз никогда не стеснялся говорить об этом вслух. Сравнивая себя с поэтом-современником Паруйром Севаком, Шираз гордо заявлял:
"Я - Масис, а он - Сис (Большой и Малый Арарат)".
Однако к теме его противостояния с Севаком мы еще вернемся.
Итак, Шираз считал себя настоящим мастером слова, что мало кто решался оспорить - авторитет у поэта, что и говорить, был непререкаемый.
Эту историю нам рассказал журналист Левон Сардарян, сын поэта Ромика Сардаряна. Однажды в одном из кафе Еревана, в котором собирались деятели культуры, собравшиеся решили провести стихотворный конкурс. Изрядно подвыпивший "организатор" недолго думая выдвинул двух кандидатов - уже известного и уважаемого поэта Ованнеса Шираза и начинающего молодого поэта Ромика Сардаряна.
Любовь во время Геноцида армян, или Как жена Севака швырнула паспорт в лицо послу в Турции>>
Каждый из них должен был прочесть одно из своих произведений, а собравшимся предстояло определить, кто из них лучше. Ширазу эта идея совсем не понравилась, он с кислой миной встал и прочел один из своих стихов, и с тем же недовольным выражением лица сел на стул, злобно поглядывая на Ромика. Тот не растерялся, встал и … начал декламировать очень знакомые Ширазу строки - его собственные. Поэт вмиг смягчился и восхищенно воскликнул:
"Цо (принятое у гюмрийцев междометие), это же мое стихотворение!".
Затем он прогнал всех, кто сидел рядом и потребовал, чтобы Ромик подсел к нему, так как он знает толк в поэзии и уважает старших.
"Сколько после этого же бутылок было выпито за столом, мой отец скромно скрывал", - рассказывает сын Ромика Сардаряна Левон Сардарян.
Старшего Сардаряна не стало в 2014 году. Он продолжал всю жизнь заниматься поэзией и опубликовал несколько сборников стихов.
"Вы Севака достали, но меня не достанете"
Дочь Ованнеса Шираза Астхик Шираз вспоминала, что, около их дома нередко появлялись чекисты - подозрительные люди в шляпах. Усиленное внимание к Ширазу они проявляли 24 апреля (день памяти жертв Геноцида армян), следя за тем, чтобы Шираз не выходил из дома и не ходил в Цицернакаберд. Власти боялись, что он своим присутствием воодушевит народ на беспорядки.
Известно, что Ованнес Шираз и Паруйр Севак недолюбливали друг друга. Двум талантливым поэтам было что делить, и их противоборство длилось несколько десятков лет - вплоть до дня смерти Севака. 17 июня 1971 года, возвращаясь домой из родной деревни, Паруйр Севак с женой Нелли Менагаришвили попали в автокатастрофу и погибли. Спустя полвека настоящая причина автокатастрофы, в которой погиб великий поэт, так и остается нераскрытой. Одни утверждают, что это был несчастный случай, но многие предполагают, что великого поэта убили.
Аветик Исаакян - рожденный в тонратуне>>
Рассказывают, что Шираз лично пришел на панихиду Севака, приблизился к гробу, обнял его бездушное тело и заплакал как ребенок. Поэт отлично понимал, кого потерял армянский народ, вдобавок он осознавал, что с Севаком случилось что-то неладное. В тот же вечер, возвращаясь домой после панихиды, Шираз впервые в жизни близко подошел к одному из "подозрительных людей" в его дворе.
"Слышишь - вы Севака достали, но меня не достанете! Не получится!", - крикнул он ему в ухо.
Говорят, что после этого во дворе Шираза чекисты больше не появлялись.
А сам он умер своей смертью в возрасте 68 лет.
Память о поэте продолжает жить. В Гюмри действует музей Шираза, где собраны фотографии и документы, личные вещи и его книги на 58 языках. Его именем названы улицы в Армении. На его стихи пишут песни,. Турецкая певица армянского происхождения Сибил Бекторосоглу в 2011 году исполнила песню "Письмо", в котором есть знаменитые строки поэта: "Увидеть бы Ани (древняя столица Армении, ныне на территории Турции) и умереть". А в 2005 году кинорежиссер Левон Мкртчян снял картину, которая так и называется - "Ованнес Шираз".