Борец вольного стиля Араик Геворгян, трижды примерив чемпионский титул – в 1995, 1997 и 1998 гг., установил своеобразную планку для армянских спортсменов. На Олимпиадах 1996 и 2000гг. он считался основным претендентом на победу в своей весовой категории. Особенно в Атланте в 1996 году, Геворгян был очень близок к золотой медали.
Почти у олимпийского пьедестала
"Желание победить во что бы то ни стало помешало мне достигнуть цели. В полуфинале американец Таунсенд Сондерс вступил на ковер с одной целью – обороняться и не давать мне очков. До конца поединка оставалось 15 секунд, в случае ничьи со счетом 0:0 победу присудили бы мне, поскольку у моего соперника было больше замечаний.
Трое на ковре, или Как судьи "отобрали" у армянского борца сразу 5 медалей
Стоя на четвереньках, решил любой ценой завоевать очко, но просто скользнул по телу Сондерса, и балл достался ему. Это было очень болезненное поражение, которое перекрыло мне путь к олимпийскому пьедесталу", - рассказывает Геворгян.
Движущая вперед сила
Араик Геворгян считает, что успехи в спорте - не только его старания. Все достижения он в равной степени считает заслугой двух людей – отца Грачья Геворгяна и личного тренера Размика Голецяна.
Размик Голецян скончался перед Олимпийскими играми 2000 года, и это стало большим ударом для борца.
"Часто говорят, что незаменимых нет. Но мой тренер был незаменим для меня. Я очень тяжело пережил утрату. Смерть Голецяна незадолго до Олимпиады повлияла на мое выступление", - вспоминает Геворгян.
Непослушный борец
За свою карьеру Геворгян прославился не только за счет своих достижений: тренеры хорошо помнят, как он нарушал спортивный режим.
"Иногда вместо того, чтобы поспать и отдохнуть, я делал трос из простыней и через окно сбегал гулять по городу. Мы были молоды, не понимали, что отдых важен перед соревнованиями", - рассказывает спортсмен.
Он хорошо помнит, как едва избежал исключения из состава сборной перед чемпионатом Европы 1993 года, когда у него уже было одно предупреждение.
Однажды во время дневного отдыха в украинском городе Алушта Араик вместе с несколькими товарищами по команде отправились в кино, и по возвращении их заметили.
"Сказали, что нас исключают из команды. Целый день ждали, когда нас отправят в Армению. Вечером тренеры сказали, что единственный способ простить нас - пробежать 30 кругов на стадионе. А мы в этот день уже одолели эти 30 кругов. Но что поделаешь. Мы под проливным дождем пробежали всю дистанцию", - рассказывает спортсмен.
Как был побежден олимпийский чемпион, или Счастливое число борца Левона Гегамяна
Пожалуй, пробежка под дождем помогла, ведь в Европе Араик Геворгян завоевал серебряную медаль.
Борец, ценящий честь и слово
В ходе соревнований бывает много курьезных случаев. Геворгян вспомнил о том, что случилось с ним на чемпионате мира 1998 года.
"Перед финальными схватками все борцы тренировались в зале и болтали. Царила дружеская атмосфера, несмотря на то, что мы были соперниками. Я должен был вступить в бой с представителем Украины Зазой Зазировым. Он вошел в зал и, поприветствовав всех, уединился, стараясь ни с кем не общаться. Я попытался завязать разговор, но он отказался. Тогда я сказал Зазе, что выиграю бой со счетом 1:0. И даже если мне выпадет возможность завоевать дополнительные очки, я не сделаю этого", - рассказывает Геворгян.
Так оно и случилось. Армянский борец победил со счетом 1:0 и не стал набирать дополнительные очки.
В борьбе не было вражды
Сегодня многие болельщики переживают особенно, если соперником армянского борца становится азербайджанец или турок. Араик Геворгян вспоминает, что в те времена все они вне ковра дружили, вне зависимости от национальности.
"В финале чемпионата Европы 1997 года я одолел в бою турка Юкселя Шанли. Мы до сих пор с ним общаемся в соцсетях. Был также борец по фамилии Алахвердиев из Азербайджана, над которым я всегда одерживал победы. Он был не особо общительным, но в то же время между нами не было никакой вражды. Не знаю, может, это было характерно для нашего поколения или в те времена все было иначе. Но мы были соперниками только на ковре, вне боя мы были друзьями", - говорит Геворгян.
Араик Геворгян никогда не занимался тренерской деятельностью в Армении. Говорит, что его не приглашали, хотя он не против оказаться полезным армянским борцам вольного стиля. А в будущем Геворгян хочет перевести нескольких юных борцов школы имени Размика Голецяна в Германию, в Берлин, и тренировать их, поскольку видит в них огромный потенциал, который надо развивать.