Люди, утверждающие, что без стадиона "Раздан" не было бы череды славных побед футбольного клуба "Арарат", пожалуй, правы. Когда-то на стадионе, которому почти полвека, игрались исторические матчи. Сегодня он, увы, находится в плачевном состоянии.
В 1970-х каждая игра "Арарата" была праздником. В поистине "термоядерном" шуме ликования зрителей огромного стадиона многие усматривали символ единства и собирательной силы армян.
Когда я был подростком, отец нередко водил меня на стадион, усаживал меня на плечи, и я буквально каждой клеткой своего организма "впитывал" праздник большого футбола, любимого армянами вида спорта. А источником и воплощением всенародного восторга был великолепный стадион, на котором наш любимый "Арарат" всегда играл на подъеме.
Мне жаль, что я не могу подарить эту радость сыну, не могу приобщить к празднику футбола, который был нашим спутником на протяжении десятилетий. Увы, стадион, даривший всенародную радость, остался без большого футбола.
На месте некогда гладкого, ухоженного газона сегодня растут дикие маки. Говорят, наиболее преданные фанаты, сохранившие в памяти славные победы "Арарата", приходили на "Раздан" как к месту футбольного паломничества. Вечером, когда футбольные баталии достигали своего пика, прожекторы стадиона производили впечатление огромных факелов, которые, подобно маякам, источали свет и тепло. Между тем в огромном футбольном жерле разгорались поистине вселенские страсти.
Сегодня же плачевное состояние забытого и покинутого всеми стадиона производит гнетущее впечатление не только на футбольных фанатов, но и на истинных ценителей архитектуры, с первого взгляда улавливающих и понимающих всю тонкость и сложность архитектурных решений этого уникального сооружения. Строительство асимметричного стадиона с двухъярусными трибунами, гармонирующего с окружающей средой, было обусловлено особенностями ландшафта.
Интересно, что стадион, построенный к 50-й годовщине советизации Армении, был раскритикован советским руководством. Причиной критики стало то, что Ереван с населением в 750 тысяч человек не мог иметь 75-тысячный стадион. Однако специалистам удалось привести убедительные доводы: стадион предназначен не только для столицы Армении, а для всей республики и даже для армян диаспоры. И со временем "Раздан" стал одной из визитных карточек Еревана, а "Арарат" своими победами и достижениями способствовал общенародному единству и солидарности.
Как-то Александра Коваленко, одного из корифеев "Арарата-73", попросили назвать самый памятный и знаменательный день его спортивной карьеры. Он, не задумываясь, назвал 19 мая 1971 года. Этот день запомнился не только потому, что Коваленко стал автором первого гола на новом стадионе "Раздан". Это был особенный день для всех армян, ведь именно тогда начался подъем армянского футбола. В тот день был открыт стадион "Раздан", в том же году "Арарат" стал серебряным призером чемпионата СССР.
Представители старшего поколения не без гордости вспоминают 28 октября 1973 года, когда "Арарат" завоевал титул чемпиона Советского Союза.
Более 80 тысяч фанатов пришли на стадион – не только игру посмотреть, но и стать частью большого, яркого праздника футбола. На трибунах звучали традиционные армянские песни, зурна и доол. В проходах между трибунами можно было увидеть людей в таразах - армянских национальных костюмах. С победой в чемпионате СССР любимую команду поздравляли народные ансамбли, а футбольные болельщики устроили незабываемый фейерверк на трибунах.
Миллиард рублей и новый стадион: президент "Армавира" о вкладе Челоянца в развитие клуба>>
За свою историю "Раздан" повидал немало звезд мирового масштаба, здесь играли чемпионы мира и Европы. На "Раздане" было сыграно множество интересных, можно сказать, исторических матчей, одно упоминание которых заставляет биться сердца поклонников. Удручающее состояние этого замечательного стадиона огорчает всех тех, кому непривычно видеть растущие на поле "Раздана" сорняки и дикие маки, для кого неприемлемы утверждения, что уникальное спортивное сооружение не соответствует международным стандартам, что стадион признан банкротом и отдан в залог одному из банков за 26 миллионов долларов.