Нана Мартиросян, Sputnik Армения
49-летняя армянка Назик Давтян попала в больницу в Москве в конце марта. Поначалу подозревали обычную мигрень, но потом все стало серьезнее, и женщину пришлось погрузить в искусственную кому. Некоторое время она пробыла в реанимации.
"В реанимации нет тишины, там постоянный гул. Постоянно слышатся звуки аппаратов, раздается звук шагов – это медики, постоянно контролирующие состояние здоровья пациентов", - рассказывает женщина.
История болезни
Давтян понятия не имеет, где могла заразиться коронавирусом: общественным транспортом она не пользовалась, многолюдные места не посещала. До работы добиралась пешком – 5-7 минут ходу.
Опасения начали вызывать температура, которая не спадала на протяжении нескольких дней, и головная боль.
Ее осмотрел терапевт и не обнаружил ничего подозрительного. Позже прибывший с каретой скорой помощи врач также не ничего подозрительного не нашел и назначил антибиотики. Спустя несколько дней женщина снова вызвала "неотложку". Давтян настояла на госпитализации и ее увезли в больницу, поместив в неврологическое отделение. Женщине провели все необходимые анализы, сделали КТ. Уже на следующее утро она вновь почувствовала себя неважно и потеряла сознание. Именно тогда врачи и погрузили ее в кому… Очнулась Давтян две недели спустя...
После потери сознания женщина начала хрипеть и задыхаться, что и вызвало подозрение на коронавирус. Ее срочно интубировали и перевезли в реанимацию. Тест на Covid-19 оказался положительным, а прогнозы врачей оптимизма не внушали.
Однако Давтян смогла найти в себе силы и выйти из комы. Она признается, что спастись ей помогли мысли о детях и усилия врачей.
"В реанимации находилось множество людей. Пациентов разделяли ширмочки, и я видела, как врачи боролись за жизнь каждого, но не всех удавалось спасти", – рассказала Давтян.
Молчаливый больничный диалог
Давтян с особым трепетом и благодарностью говорит о сотрудниках 9 реанимационного отделения клинической больницы № 67 имени Л.А. Ворохобова.
Им действительно приходилось нелегко, но они все равно были очень заботливы. Женщина вспомнила "больничный диалог" с врачом, который вставлял ей подключичный катетер.
"Я заметила, что у него очень красивые серые глаза. Попыталась отблагодарить и перекрестила его, а он сложил руки в молитвенном жесте и поблагодарил меня в ответ", — рассказала она.
Жизнь после "коронавирусной комы"
После выхода из комы женщина обнаружила потерю обоняния, и лишь спустя неделю впервые почувствовала резкий запах дезинфицирующих средств. В отличие от многих других инфицированных, проблем с вкусовыми рецепторами у нее не наблюдалось, но была нарушена координации движений. Давтян рассказывает, что она не могла даже закрутить пробку от бутылки.
"Первое время мне казалось, что я с легкостью дышу, но на самом деле была подключена к ИВЛ, и аппарат помогал моим поврежденным на 75% легким", - сказала Давтян.
Изменения произошли и в мышлении женщины: если раньше она верила в существование вируса, но думала, что ее эта беда обойдет стороной, то сейчас призывает всех к максимальной бдительности.
"Лучше перестраховаться": известный врач назвал главный симптом COVID-19>>
Давтян признается, что не соблюдала профилактические меры, но сейчас ее семья тщательно дезинфицирует поверхности, носит маски и т.д. Кстати, дочь и маму она все же успела заразить, но они перенесли заболевание на ногах.
К счастью, сыну женщины удалось избежать заражения, хотя именно его она обнимала чаще всех остальных.
Сейчас Давтян находится на стационарном лечении и ждет результатов очередного теста на Covid-19, надеется на отрицательный результат.
Знают цену клятве Гиппократа, или Как не допустить выгорания медиков в Армении>>
Больше всего на свете Давтян хочет вернуться домой, но только после полного выздоровления, чтобы не подвергать опасности родных, которых она не видела почти два месяца.