Турция, отрицая геноцид христиан, не признает и собственных подданных, которые спасали армян, греков и ассирийцев. Свидетельства об одном их них, лейтенанте османской армии Джемиле Кюнне, разыскал турецкий историк курдского происхождения Юмит Курт, преподаватель университета Тель-Авива. Он написал несколько книг - как о жертвах геноцида, так и о палачах. На его статью про турецкого офицера Джемиля Кюнна обратила внимание британская газета Independent.
Кюнн родился в 1892 году в арабско-курдской семье в регионе Африн нынешней Сирии. В годы Геноцида он женился на армянке, у супругов родились четверо детей, которым они дали двойные, арабские и армянские, имена: Бахри (Андраник), Маазаз (Анаит), Мезиет (Диана) и Надир (Нубар).
До начала Первой мировой Кюнн поступил в военно-морское училище в Константинополе, которое окончил в 1910-м в чине лейтенанта. В то время у Турции были хорошие отношения с Британией, поэтому после окончания училища Джемиля отправили учиться инженерному делу на моторный завод Джона Торнкрофта в городе Бейсингсток, на юге Англии.
Как изощренно турки разграбили богачей Александрополя - неизвестная история из Гюмри>>
До начала Первой мировой ему довелось побывать на другой войне, в которой сербы, болгары и греки прогоняли с Балкан непрошеных гостей. Кюнн делал лишь то, что от него требовалось, - выполнял приказы командиров. Но когда начался Геноцид армян, он пошел наперекор своему командованию. Спас несколько сотен армян, устроив их в военные мастерские, вверенные его командованию. Он трудоустраивал людей, тем самым спасая их от гибели, 25 лет спустя то же самое делал Оскар Шиндлер. А ведь это могло дорого обойтись Кюнну: по приказу османского правительства, людей, спасавших армян, надлежало казнить, а их дома – сжечь.
Мастерские находились в городе Урфе, на берегу Евфрата, где Кюнн отвечал за строительство лодок для турецких войск.
Здесь он, сколько мог, принимал на работу армян, которых гнали через Урфу в сторону Сирии и Палестины. Кюнн раздавал им еду, лекарства и одежду, спасал сирот и женщин, которых продавали на рынках работорговли.
Позже Юмит Курт отыскал несколько спасенных. Среди них был Акоп Мурадян, фотограф из Айнтапа, обосновавшийся в Алеппо. Сохранились фотографии его родного Айнтапа после окончания Первой мировой войны, когда французские войска и армянские отряды непродолжительное время защищали город уже от войск Ататюрка. Акоп Мурадян сделал и подписал несколько таких снимков. Работа в этих мастерских спасла также аптекаря из Айнтапа Согомона Аревяна, учителя Акопа Калемкеряна и многих других. Людей, которые раздували меха в кузнице, клали кирпичи на строительстве, красили лодки, шили одежду.
Забытая история: какими были отношения Армении и Турции сразу после Геноцида?>>
Свою будущую жену Тигрануи Джемиль встретил в августе 1915 года, когда ее вместе с матерью и младшей сестрой уводили на смерть. Сестра, как писал Юмит Курт, умерла, "не вынеся бесчеловечных условий". Отца Тигрануи, протестантского священника Карапета, депортировали в сирийский город Хама. По пути он умер.
По окончании Первой мировой войны, когда турецкий суд заочно приговорил к наказанию преступников, организовавших Геноцид армян, выжившие во время резни армяне написали в Константинополь – армянскому патриарху, а также английским и французским оккупационным властям. Они описали, как Кюнн спасал их и почему его нельзя арестовывать. А спасал он не только армян, но и пленных британских и русских солдат.
После войны Кюнн уехал в сирийский Алеппо, где открыто выступал против французского протектората в Сирии. За это он отсидел тюремный срок. О своей жизни в эти годы он впоследствии написал книгу. Умер Кюнн в 1967 году, Тигрануи скончалась в 1986-м, в 93 года.
"Армяне не забывают своих друзей", - такими словами алеппские армяне проводили в последний путь Тигрануи, пережившую мужа почти на 20 лет.
Конечно, Кюнн, спасавший людей во время Геноцида, пользовался плодами их труда, но какими бы ни были его побуждения, он останется в памяти армян, отмечает Юмит Курт.