В советские годы, возвращаясь из очередной научной командировки в Англию, Армен Саркисян по просьбе Георгия Татаряна, руководившего газотранспортной сиcтемой АрмССР, даже привозил любимый чай Черномырдина. А когда Саркисян и Черномырдин возглавляли правительства своих стран в 1996 году, то их первая встреча в таком статусе, произвела впечатление на окружающих теплотой и близостью отношений. Они проговорили около получаса. В конце декабря 1996 года Cаркисян и Черномырдин снова встретились, уже как премьер-министры Армении и России. Потом Виктор Степанович неожиданно сказал: "Мне нужно с Арменом Вардановичем поговорить отдельно".
"Когда все вышли, он обнял меня, и мы тепло поприветствовали друг друга. Когда я от него вышел, все удивленно смотрели на меня. А просто мы очень хорошо знали друг друга", - вспоминает Саркисян.
Взаимное доверие и дружба стали основой для смелых идей и интересных проектов. Армен Саркисян и Виктор Черномырдин намеревались создать совместную газораспределительную компанию - будущий "АрмРосгазпром". Предполагалось, что в число акционеров войдут инвесторы из зарубежной армянской диаспоры и это позволит вывести компанию на финансовую биржу.
Вырученные средства пошли бы на приобретение энергетических объектов и обеспечили бы армяно-российской компании роль регионального лидера. Идеи совместных энергетических проектов обсуждались на уровне президента Ельцина.
Так, планировалось купить в России энергетический источник и создать совместную нефтяную или газовую компанию. Саркисян объяснил, что совсем необязательно иметь нефть, чтобы стать нефтяной державой и привел в пример Нидерланды и Великобританию, где нет нефти, но существуют такие компании как Shell или BP. Президент заявил, что Черномырдин тогда согласился с ним.
Была также идея газопровода из России, через Грузию и Армению в Турцию. Обсуждение с турецкой стороной, тогда была премьером Тансу Чиллер, взял на себя Черномырдин. К сожалению, эти проекты прервались, когда премьера Армении настигла тяжелая болезнь.
"Не могу забыть, когда я лежал в больнице и был в очень тяжелом состоянии, Виктор Степанович каждую неделю посылал цветы моей жене", - добавил Саркисян.
Их дружба продолжалась многие годы, даже когда встречи им выпадали нечасто. Когда Черномырдин уже болел, Саркисян старался ему помочь – еще и потому, что когда-то сам прошел через такую тяжелую болезнь. Но Черномырдину пришлось труднее, потому что он к тому времени потерял жену, вспоминает Саркисян.
"Не могу позволить себе такую роскошь": Армен Саркисян о пандемии, Пашиняне и России>>
Даже после смерти Черномырдина в 2010 году, Саркисян дважды побывал в Оренбурге, был и в его родном селе, Черный Отрог. Дружба есть дружба, добавил президент.
"Когда я думаю о России, большой стране с великой культурой, среди многих знакомых мне лиц первым на глаза приходит лицо Виктора Степановича, сильного, прямого русского человека", - добавил президент Армении.