Давид Галстян, Sputnik Армения
Имя одного из главных героев майских сражений 1918 года Даниела Бек-Пирумяна (Бек-Пирумова) хорошо известно по Сардарапатской битве, но некоторые интересные эпизоды выпали из его биографии.
Sputnik Армения вместе с директором музея "Сардарапат" (ГНКО "Мемориальный комплекс героической битвы за Сардарапат Национального музея армянской этнографии и истории освободительной борьбы") Кареном Пахлеваняном расскажет об одном из "виновников" создания Первой Республики 28 мая 1918 года.
"Красный Вардан"
О его полководческих талантах писали многие. Один из известных фактов - непосредственное участие Бек-Пирумова в Сардарапатской битве в качестве обычного бойца.
"Очень мало военачальников позволяли себе участвовать в бою на передовой и успевать быть в штабе", - сказал Пахлеванян.
Но здесь есть один интересный нюанс, о котором в свое время говорил епископ Гарегин Овсепян (в будущем католикос Великого Дома Киликийского), а также писатель и историк Баграт Улубабян в своей книге "Сардарапат". Как рассказал Пахлеванян, подкладка мундира Бек-Пирумова была красного цвета, и перед вступлением в бой он переворачивал ее красным цветом наружу.
Историк Улубабян, говоря о том, что вступление Бек-Пирумова в бой воодушевляло солдат, называет военачальника "Красный Вардан", проводя параллель с национальным героем Варданом Мамиконяном (Аварайрская битва с его участием произошла в мае – 451 года, ред.).
Есть две версии, почему это происходило. По одной из них, он не хотел, чтобы его подчиненные случайно увидели цвет крови при возможном ранении. Но сам Пахлеванян считает, что более правдоподобна вторая версия: Пирумов, скрывая погоны и отличительные знаки, хотел, чтобы противник не знал, кто находится на поле боя.
Интересный факт, как и в случае с родом Мамиконян в Аварайре - в битве при Сардарапате участвовало сразу 6 представителей династии Бек-Пирумовых. Там были двое сыновей военачальника, его двоюродный брат Погос Бек-Пирумов с сыном, и еще один брат Овсеп. Эти люди отдали стране все, даже были готовы пожертвовать детьми.
Скромный "Эрзрумский лев"
Таланты Бек-Пирумова проявились еще после Эрзрумской операции в ходе Первой Мировой войны. Он принимал непосредственное участие в организации операции в составе царской армии.
Именно там он получил прозвище "Эрзрумский лев". Позже Бек-Пирумов получил золотую Георгиевскую шпагу (одна из высших наград в Царской России). Было решено представить его к званию генерала, но погоны "застряли" на полпути из-за революции.
Позже он все-таки получил звание генерала, уже в Первой республике Армения. До этого в составе российской армии он был удостоен многочисленных наград – Ордена Святого Владимира и Ордена Святого Георгия.
Многие другие армянские военачальники, например, маршал Баграмян позже подробно описывали свои действия в ходе войны, но информации о Даниеле Бек-Пирумове очень мало, в том числе, из-за его скромного характера.
Когда Бек-Пирумов заменил на посту командующего Сардарапатским отрядом своего второго двоюродного брата Овсепа Бек-Пирумова, они оба были в звании полковника. Даниел попросил брата не обижаться, ведь им все равно плечо к плечу бороться с турками.
Еще один интересный эпизод, также говорящий о его скромности, произошел в ходе самой битвы при Сардарапате.
После того, как наши разгромили первую волну турок и должны были перейти в контрнаступление, войска испытывали потребность в питьевой воде, нигде поблизости не было источника. Была сильная нехватка продовольствия, боеприпасов и обмундирования. Тогда Бек-Пирумов решает написать письмо Араму Манукяну (главе Ереванской администрации и одному из основателей Первой Республики), в котором рассказывает о героизме воинов и лишь в конце упоминает, что войско испытывает сильную жажду.
"Когда его подчиненный (тоже Даниел) спрашивает командира, может написать, что войско еще и голодно, Бек-Пирумов отвечает – "ну и так поймут же", - рассказал Пахлеванян.
Когда же на фронт прибыл его сын Микаел, встречавшийся в Тбилиси с известным армянским поэтом Вааном Терьяном, Бек-Пирумов расспросил о подробностях их общения. Его интересовало, не оказывали ли вдруг Микаелу какое-то дополнительное внимание, из-за того, что он сын Бек-Пирумова.
Он всегда строго предупреждал сыновей при возможности не рассказывать, кто их отец. Бек-Пирумов не принимал никаких преференций и не позволял делать это своим родным.
Неподчинение приказу
Интересно, что решение принять бой в Сардарапате принимал сам Бек-Пирумов, несмотря на обратный приказ руководства.
По словам Пахлеваняна, судьба армянского народа в мае 2018 года решалась в двух направлениях: одно – это переговоры с турками в Трапизоне и Батуми, второе – поле битвы.
Сам Даниел Бек-Пирумов тогда был третьим человеком в военном командовании после Товмаса Назарбекяна (главнокомандующий) и руководителя Араратского фронта Мовсеса Силикяна (Бек-Пирумов был его замом, ред.).
По словам директора музея, это был довольно неоднозначный и болезненный период в армянской истории. При проведении переговоров с турками армянская делегация всячески стремилась заключить перемирие.
Политическое руководство, а также Назарбекян считали, что нужно отказаться от военного сопротивления, Силикян еще не определился, а вот Бек-Пирумов придерживался противоположного мнения.
"Был приказ отступить, но сыграл его личный фактор. Бек-Пирумов заявил, что даст бой, несмотря на грозивший трибунал", - сказал Пахлеванян.
Его, конечно, под трибунал не отдали. В первую очередь благодаря победе под Сардарапатом на свет смогла появиться Первая Республика.
Трагическая история талантливого военачальника завершилась в конце 1921 года. В 1920 году он попал в плен к туркам вместе с сыном, а после советизации Армении расстрелян большевиками близ Каракилисы (ныне Ванадзор). Захоронен Бек-Пирумян в Эчмиадзине.