Двое из пяти моих друзей женились на русских девушках, третий – на кореянке, а я вместе с пятым другом – на армянках. История давняя, у каждого из друзей свой сюжет, но семьи у всех оказались одинаково крепкие. Никто не разводился, у всех есть дети и уже давно внуки.
О том, что если армянин женится на армянке, то это хорошо, а когда не на армянке, то плохо, можно было слышать часто, но все разговоры летели коту под хвост, когда встречалась девушка, в которую нельзя было не влюбиться. Смотрели ведь не в паспорт, смотрели в глаза.
Дальше шло, как в фильме "Невеста с Севера", только с диаметрально противоположной точностью. Там армянская мать приезжала женить сына в Россию, и русские родители невесты встречали будущих родственников с опаской: Кавказ – дело тонкое.
В нашем случае армянские матери посматривали на невест с севера и их родственников настороженно: Россия – большая, кто ее знает…
Чтобы закончить с общими рассуждениями, назову еще одно, много раз слышанное от своей матери.
"Когда папа – армянин, а мама – русская (или наоборот), дети у них рождаются и умнее, и красивее", - говорила она и показывала на детей своих друзей и знакомых.
Что, правда, то правда, были они и умные, и красивые. Но вскоре моя жена-армянка ввела в рассуждения своей свекрови коррективы, и получилось так, что смешанные браки (в моноэтнической стране особенно), конечно, хороши, но красивые и умные рождаются и от брака армянина с армянкой. В не меньших, надо заметить, объемах. Оглянитесь, удостоверьтесь.
Чтобы знать, как мои давние друзья-армяне жили со своими неармянскими женами, мне не надо их ни о чем спрашивать, мне понятно и так, ведь тут все предельно очевидно. Женились по любви, продолжают жить, как и должно быть, в мире и дружбе. Мы же не интересуемся, почему на смену весне приходит лето: это – естественный ход событий.
Тем временем "жены с Севера" работали, рожали детей, ссорились, мирились, учились заворачивать долму, начинали говорить по-армянски, обзаводились подругами-армянками и, когда надо, могли "отбрить" непрошеного ухажера крепким армянским словцом, отбивающим всякую охоту приставать.
Они пели армянские песни и, возвращаясь в Ереван, говорили, что "едут домой", и все это без давления со стороны мужей и их родственников, и получалось это естественно, красиво. Армянским мужчинам нравилось.
В 90-е годы, когда из-за тяжелой жизни многие семьи потянулись в Россию, часто уезжали не в никуда, а к родным и близким своих русских жен. Кто-то до сих пор там, а кто-то вернулся, когда жить в Армении стало легче, но это – другой разговор.
Перехожу на личности с 60-летним (не меньше!) опытом почти ежедневного общения.
Жена – Валентина Полякова. Муж – Артур Киракосян.
"Никаких секретов, все просто: относишься к жене так, как хотел бы, чтобы она относилась к тебе. А русская она, немка или итальянка – не имеет никакого значения", - уверен Киракосян.
Штрих к портрету жены Киракосяна. Валя была филологом, преподавала русский язык в одной из школ Арзни, а когда отсутствовал учитель армянского языка, заменяла его.
Жена – Александра Третьякова. Муж – Роберт Кайцуни.
Роберт решительно не соглашается с тем, будто армянские мужчины любят глупых, но красивых. Ничего подобного. Если рядом с мужем-армянином не просто симпатичная, но еще умная и эрудированная жена, да еще другой национальности, да еще сумевшая стать другом его друзей и завести своих, тоже неглупых и приятных в общении, это только льстит ему.
"Мужчина никогда не простит неудачное сравнение с другим мужчиной. Он должен быть для жены единственным и при этом самым лучшим на всем свете. И не стоит переубеждать его в обратном", - считает Кайцуни.
Третьякова и не переубеждала, а Кайцуни и не сопротивлялся.
Штрих к портрету жены Роберта – Александры Третьяковой.
Окончила институт иностранных языков в Ереване. Учительствовала вместе с будущим мужем в селе Джанфида Октемберянского района Армянской ССР.
Каково быть женой армянина: иностранки поделились самым сокровенным>>
Жена – Татьяна Белова. Муж – Левон Казарян.
"Есть вещи, которые мужчины не прощают. Измена может иметь различные подтексты, включая душевные. В момент, когда жена изменяет своему мужу, она дает ему понять, что он ей безразличен, и все совместные отношения – чистая видимость", – уверен Казарян.
Формула универсальна в отношении как жен-армянок, так и неармянок.
Из личных наблюдений на заданную тему, независимо от того, жена – армянка или нет: мужчина – глава семьи, даже если зарплата жены в несколько раз выше.
…Информация к размышлению. С начала года по март включительно в Армении зарегистрировано 3 468 браков, что на 314 меньше, нежели за январь-март 2019 года. Это не радует, но это решаемо. Хуже то, что за первый квартал число разводов увеличилось и составило 893. Для сравнения: в прошлом году за тот же период было расторгнуто 850 браков.
О национальной принадлежности супругов ничего не сообщается, но это в данном случае не имеет никакого значения.