ЕРЕВАН, 5 июн – Sputnik. Акция общественного контроля, запущенная премьер-министром Армении Николом Пашиняном, вызвала широкий общественный резонанс. И хотя глава правительства инициировал ее для благородной цели – снижения темпов распространения COVID-19, однако на деле все получилось не так, как было задумано.
Некоторые публикации премьера на его официальной странице в Facebook вызвали серьезную критику со стороны правозащитников и общественности.
Акция стартовала 3 июня: граждане отправляют премьеру фото и видео, свидетельствующие о нарушениях противоэпидемических норм, установленных из-за ухудшения ситуации с COVID-19 в стране. А он публикует их на своей странице в соцсети.
В частности, утром 5 июня Пашинян на своей странице выложил фото девушки без маски, запечатленное в вагоне метро. В дальнейшем он вынужден был удалить эту публикацию. На этот инцидент уже отреагировал омбудсмен Армении Арман Татоян.
Он напомнил премьер-министру о правах человека и призвал воздержаться от публикации фотографий, на которых видны лица людей. Татоян призвал публичных деятелей при размещении материалов не забывать о правах человека и соблюдать существующие нормы.
Что пошло не так и чем чревата акция, выяснял корреспондент Sputnik Армения.
По закону или нет?
Фото – элемент персональных данных, следовательно, его распространение возможно только с разрешения того, кто запечатлен на снимке. Об этом заявила старший партнер адвокатской конторы "Концерн Диалог", адвокат Нарине Бегларян.
Юрист в интервью Sputnik Армения отметила, что контент, который распространяет глава правительства Никол Пашинян, можно поделить на две группы. К первой группе можно отнести материалы, находящиеся в открытом доступе, которые пересылают премьеру. Ко второй – контент, доступный лишь для друзей, или же материалы, которые пользователи соцсети сами записывают на свои телефоны.
"Если человек публикует контент в открытом доступе, то он автоматически дает разрешение на использование своего фото, видео", - пояснила Бегларян.
Публикуя личные фотографии и видео в открытом доступе, пользователь, по словам адвоката, должен быть готов к тому, что его контент могут использовать посторонние люди.
Другое дело, если контент был опубликован в режиме ограниченного доступа, скажем, только для друзей, или же если человека снимали на камеру без его ведома и согласия.
Facebook в помощь: Пашинян призвал выкладывать фото нарушителей в соцсети и тэгать его>>
В обоих случаях использование фотографий и видеозаписей, а также их передача другим лицам (вне зависимости от того, кто третья сторона) допускается исключительно с разрешения человека, запечатленного на снимке или видеокадрах. В противном случае мы имеем дело с противоправными действиями: закон нарушает и тот, кто без разрешения снимает и пересылает подобные материалы, и тот, кто публикует и распространяет их.
"При этом одного лишь разрешения на публикацию недостаточно: необходимо еще уточнение, в каком контексте будет использовано то или иное фото, видео", – пояснила Бегларян.
Юрист подчеркнула, что в случае с фотографией девушки, которую опубликовал, а затем удалил Пашинян, мы имеем дело как раз с нарушением ее прав. Судя по всему, снимок был сделан и распространен без ее ведома и согласия, иначе его не удалили бы со страницы главы правительства.
Бегларян пояснила, что гражданин, который публикует пересылаемое ему фото, должен удостовериться в том, что этот снимок сделан с разрешения. По мнению юриста, общество должно осознавать важность защиты личных данных.
"Они должны понимать, что никто не вправе фотографировать или снимать на видео людей без их согласия, а тем более распространять их снимки и записи с их участием", - подчеркнула адвокат.
Бегларян считает, что высокопоставленные лица должны сделать все для соблюдения закона.
К какому времени относится контент
Не исключено, что фото и видео, которые публикует на своей странице премьер, могут быть старыми, то есть снятыми задолго до введения режима ЧП и установления жестких противоэпидемическим норм в стране. А что если это так, и пользователь поделился на своей странице архивным фото, а до премьера оно дошло в качестве "нарушения" режима ЧП? Этим вопросом задается медиаэксперт Самвел Мартиросян.
"Если ты незнаком с конкретными людьми, которые запечатлены на снимках или сняты на камеру, то ты не знаешь контекста. Ты можешь не знать, когда именно была сделана эта фотография, относится она к периоду "масочного режима" или кто-то поделился архивными снимками", - сказал Мартиросян в интервью Sputnik Армения.
Эксперт отнесся к затее премьера с неодобрением, однако не исключил, что подобные меры, возможно, как-то повлияют на граждан, которые сейчас не соблюдают "масочный режим".
По контенту, который публикует премьер, понятно, что в одном случае фото снимают случайные свидетели нарушений режима ЧП, которые затем пересылают эти доказательства Пашиняну, в другом случае публикации взяты уже из соцсети.
По мнению медиаэксперта, эта акция станет своего рода уроком для людей, и каждый раз перед публикацией личных фото- и видеоматериалов на своей странице в открытом доступе они должны задуматься о последствиях.
"Всегда стоит сначала подумать, а надо ли размещать то или иное фото, ведь оно может оказаться в более открытом доступе", – пояснил Мартиросян.
В целом, он не видит в этом флешмобе ничего хорошего: граждане попадают под прицел, не зная, что их фотографируют, снимают на камеру, а затем отправляют премьер-министру. Мартиросян считает, что это – далеко не лучший способ чему-то научить население страны.
Коронавирус - блеф?! Торосян пояснил, что грозит распространителям нелепых слухов>>
С точки зрения Мартиросяна, подобные действия могут привести к противостоянию внутри армянского общества. А к ношению масок, по его мнению, людей нужно было приучать гораздо раньше.
Отметим, что, по состоянию на 5 июня, в Армении выявлено 11 817 случаев заражения коронавирусом. Число смертей от осложнений COVID-19 в стране составляет уже 183.
Напомним, с 16 марта в Армении действует режим ЧП, который продлен до 13 июня. С 18 мая в республике заработал общественный транспорт. Открылись также торговые центры, моллы, полностью отменен запрет на работу объектов общепита, которым до этого разрешалось работать только на открытом воздухе. С 4 июня введено требование об обязательном повсеместном ношении масок.