Сначала Кочарян, затем Минасян: "по ком звонят" решения судов по нашумевшим делам

© Sputnik / Asatur YesayantsРоберт Кочарян на судебном заседании по делу "1 марта" (12 сентября 2019). Еревaн
Роберт Кочарян на судебном заседании по делу 1 марта (12 сентября 2019). Еревaн - Sputnik Армения
Подписаться
Отношения между исполнительной и судебной властями Армении в последние годы нельзя назвать безоблачными. Именно судьи одними из первых ощутили политические изменения в стране, когда их "клиентами" стали вчерашние спонсоры и работодатели.

ЕРЕВАН, 5 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. Армянские суды в последнее время стали принимать довольно удивительные решения, которые вызывают неоднозначную реакцию и находятся вне "фарватера" политического руководства. К таким решениям можно отнести отмену Апелляционным судом решения об аресте бывшего посла в Ватикане, зятя экс-президента Сержа Саргсяна – Микаэла Минасяна.

Последний сейчас находится в бегах. На родине он обвиняется в превышении должностных полномочий, незаконном обогащении, отмывании денег и предоставлении ложных сведений в декларации о доходах. Суд первой инстанции 6 мая удовлетворил ходатайство следствия и заочно приговорил Минасяна к аресту. Однако Апелляционный суд это решение сейчас отменил. При этом розыск остается в силе.

Министр юстиции Армении Рустам Бадасян после третйего форума армяно-грузинского юридического сотрудничества (9 декабря 2019). Еревaн - Sputnik Армения
Всеобщий веттинг возможен, но не сейчас: Минюст Армении о судебной реформе

Еще одно судебное решение, идущее вразрез с чаяниями и ожиданиями властей, было связано с бывшим президентом Робертом Кочаряном. 29 мая стало известно, что до конца пандемии коронавируса Кочарян останется в медцентре "Измирлян", где он перенес операцию. Генпрокурор Артур Давтян на днях заявил в этой связи, что сторона обвинения будет добиваться возвращения Кочаряна в СИЗО.

Вообще отношения между исполнительной и судебной властями в последние годы сложно назвать безоблачными. Политические изменения в стране одними из первых ощутили на себе суды и судьи, когда их "клиентами" стали вчерашние спонсоры и работодатели. Они по сути оказались между молотом и наковальней. Исходя из этого, любое решение по резонансным делам, принятое после "бархатной революции", подвергалось жесткой обструкции со стороны либо "этих" властей, либо "тех" (то бишь старых). Процесс этот продолжается и сегодня.

Комментируя отмену ареста в отношении Минасяна и разрешение Кочаряну остаться в больнице, правозащитник Аветик Ишханян заявил Sputnik Армения, что пока не спешит с выводами и не может говорить о независимости судов.

"У этих решений могут быть самые разные мотивации. Но одно могу сказать точно – подавляющее большинство судей в Армении всегда, при любой власти, что нынешней, что прежней, - выполняли ее волю. Однако нужно учесть, что в любом случае судьи несут ответственность за свои решения", - отметил Ишханян.

Он с сожалением констатирует, что и сегодня многие уголовные дела возбуждаются по поручению исполнительной власти. Получив соответствующую инструкцию, Служба нацбезопасности, Следственный комитет и Специальная следственная служба начинает копать досье на того человека, кто оказался на "мушке". И когда дело передается в суд, судьи попросту не знают, что им делать, какое решение принять.

По словам Ишханяна, ни одно громкое дело, возбужденное после смены власти в Армении, пока не дошло до логического завершения – вынесения приговора. Все они в той или иной форме висят в воздухе. Эксперт не исключает, что подобная ситуация вызвана во многом отсутствием реальных оснований у этих уголовных дел. В итоге даже самые услужливые судьи затрудняются довести начатое до конца.

В истории с Кочаряном правозащитник также не исключил, что его нахождение в медцентре до конца пандемии – результат компромисса, на который пошли власти. Последние, будучи против освобождения второго президента из-под ареста, могли взамен дать отмашку на его пребывание в больнице.

Напомним, экс-президент обвиняется в свержении конституционного строя в рамках уголовного дела о разгоне акций протеста 1 марта 2008 года. Экс-президента Армении дважды арестовывали в 2018 году. А 25 июня 2019 года он был арестован в третий раз.

Лента новостей
0