Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Город Альфорвиль известен во Франции как "Маленькая Армения" не только благодаря большой армянской общине, но и активно действующим здесь армянским организациям и структурам. Именно потому несколько лет назад семья Мардирянов решила переехать из Турции в Альфорвиль и обосноваться в стране, где не надо бояться за жизнь из-за своей национальности и армянского происхождения. Новоизбранный вице-мэр Альфорвиля Саро Мардирян рассказывает о самом важном и животрепещущем из жизни своей семьи и армянской общины.
Чтобы оставаться армянином в Турции, нужно мужество
Предки мои из Мусалера, из села Вакиф. В 1915 году они приняли участие в знаменитой героической битве при Мусалере. В 1939 году, когда населенные пункты у подножия этой известной горы вновь оказываются в руках турок, многие армяне решают уйти, но мои предки остаются.
Турки заставляют оставшихся сменить свои армянские фамилии. Так дед мой, носивший фамилию Мардирян, в 16 лет вынужденно сменил ее на Силахли. Затем, чтобы дать своим детям армянское образование, дед отправил моего отца и тетю в Константинополь (Стамбул). Там отец и встретил мою маму. Родился я в Константинополе.
Армянам в Турции приходится нелегко, быть армянином считается чем-то "позорным", многие боятся говорить о своем происхождении. Сродни тому, как мой дедушка в свое время был вынужден отправить своих детей в Константинополь для получения образования, так и мой отец ради нас решил переехать во Францию.
Маленькая Армения в сердце Франции
Мы поселились в городе Альфорвиль, поскольку это маленькая Армения Франции: здесь есть армянская школа, церковь, улицы с армянскими названиями – улица Комитаса, Манушяна, проспект Еревана, площади Ошакана, Аштарака и др. На улицах города и возле мэрии развеваются флаги Армении и Карабаха, есть армянские магазины.
Численность населения города составляет 44 тысячи человек, из которых 7-8 тысяч - армяне. Здесь, в Альфорвиле, спустя годы наша семья вернула армянскую фамилию. Мой дедушка был еще жив: родился он Мардиряном, большую часть жизни вынужденно прожил как Силахли, но покоится как Мардирян.
Почему были отменены соглашения "городов-побратимов" во Франции и Карабахе?
Альфорвиль и Бердзор были городами-побратимами. Несколько французских городов имели такие дружеские соглашения с городами Карабаха. Однако несколько лет назад президент Эммануэль Макрон сказал, что Карабах - непризнанное государство, поэтому таких соглашений быть не может, и они были расторгнуты. Многие у нас считают, что азербайджанцы и турки сыграли определенную роль в этом деле, хотя у нас нет доказательств.
"Икорная дипломатия" дает сбой? ПАСЕ наказала 14 подкупленных Азербайджаном депутатов
Конечно, армянская община пользуется большим уважением и любовью во Франции, поэтому руководители многих городов заявили, что отмена соглашений ничего не меняет, а дружба превыше всего этого. Бывший мэр Альфорвиля отправился с визитом в Карабах, а новоизбранный градоначальник должен посетить Бердзор в сентябре этого года, если не помешает пандемия коронавируса.
На сегодня трое из 16 вице-мэров города Альфорвиль - армяне. Армяне должны быть очень активными, чтобы их голос был услышан, чтобы представлять свои интересы в муниципалитетах, в Сенате, на самом высоком уровне.
Шарль Азнавур и Патрик Деведжян играли огромную роль в продвижении интересов армян во Франции, они на самом высоком уровне говорили об Армении, Геноциде армян в Османской империи. Но сегодня их нет, и в этой ситуации турки и азербайджанцы проявляют все большую активность.
Азербайджанцы и турки укрепляют позиции
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган говорит отправляющимся во Францию туркам, что каждый из них выступает там послом своей страны. Он призывает их добиваться успехов, проявлять активность, вступать в политику, делать государственную карьеру и занимать ключевые должности. Азербайджан также тратит миллионы.
Скоро выборы мэра Парижа, весьма вероятно, что градоначальницей станет Рашида Дати, имеющая проазербайджанскую позицию. Она француженка арабского происхождения, которая пользуется финансовой поддержкой азербайджанцев.
Они очень активно продвигают своего кандидата на выборах. Мы должны действовать аналогично. У них много денег, у нас же таких средств нет. Активизация азербайджанцев и турок будет иметь негативные последствия, поскольку они способны оказывать давление на власти Франции.
Будущее армян может быть связано только с Арменией
На 100% армянин, на 100% француз: так говорил про себя Азнавур. Согласен с этой мыслю, но для меня эти два понятия не имеют равной ценности. По национальности я армянин, но имею французское гражданство, могу жить в другой стране - в Уругвае, США, моё гражданство может измениться, но национальность - никогда. Сегодня я гражданин Франции, занимаю государственный пост, поэтому должен преданно служить своему городу Альфорвилю.
Но свое будущее связываю с Арменией, и в политику вступил после событий, произошедших в Армении. После событий 1 марта 2008 года Диаспора, казалось, молчала, не реагировала на произошедшее в Армении, а мне это причинило большую боль: наши враги - турки, а тут армянин стрелял в армянина. Тогда понял, что молчание Диаспоры не отражает моего мнения, моей позиции, значит, озвучивать ее должен я сам. Уверен, будущего на чужбине у армян нет.
Я также являюсь членом попечительского совета церкви, вижу, сколько смешанных браков регистрируется. Через несколько поколений армянство здесь исчезнет. Так везде. Поэтому вижу будущее моей семьи в Армении, хочется, чтобы она стала настолько демократической, могущественной, чтобы я мог переехать на родину со своими детьми.
Мы приезжаем в Армению каждое лето, мои дети проводят там два-три месяца. Моему сыну пять лет, он не знает ни слова по-французски. Для меня не важно, чтобы он сейчас говорил по-французски: любой язык, будь то французский, английский, он сможет выучить завтра, для меня важно, чтобы он говорил по-армянски.
Армения - это наша честь, наша гордость, каждый из нас должен сделать все, чтобы страна стала лучшим местом в мире для армян.