Арменуи Мхоян, Sputnik Армения
Даже деревянные человечки на улице Тиграна Меца в Гюмри в эпоху пандемии коронавируса носят маски. Работы Анны Атоян не только придают цвет и настроение улице, но и играют некую образовательную роль.
"Был первый день режима ЧП в Армении. Я собралась идти на работу, когда мама вдруг сказала взять с собой маску, надеть ее на одного из человечков. Помню, ответила, мол, неловко ведь, что люди подумают. Однако маску все же взяла с собой, чтоб ее не обидеть. Теперь все прохожие фотографируются с человечком. Многие в Гюмри не надевают масок, а мой человечек носит", - рассказывает Анна.
Улица Тиграна Меца в Гюмри отличается не только уникальными персонажами: она эффектно благоустроена разноцветными камнями, красивыми цветами.
После ремонта улицы Анна решила добавить ей новых оттенков и раскрасила камни, которые разложены эффектом "клумбы" вокруг деревьев. Улица запестрела множеством оттенков, а идея создать и "усадить" под деревьями деревянных человечков у Анны возникла сразу после визита в Гюмри премьер-министра Армении Никола Пашиняна. В прошлом году, прогуливаясь по недавно отремонтированной улице, глава правительства заметил цветные камни и сказал, что они создают настроение.
"Именно тогда я и решила создать нечто такое, что удивило бы и обрадовало всех", - рассказывает Анна.
Особой любви к изобразительному искусству Анна прежде не питала, но вот умение и навыки создавать скульптуры унаследовала от деда.
Первой куклой стал персонаж, который Анна изготовила из обгоревших на территории возле гюмрийского рынка веток дерева. После она уже не останавливалась. Для Анны, работающей в сфере бизнеса, создание деревянных кукол, стало хобби, которым она иногда настолько увлекается, что профессия отходит на второй план.
Для создания одного деревянного человечка Анне требуется 4-5 часов, в зависимости от сложности персонажа и рабочих инструментов. Мама ее, Света Атоян, рассказывает, что у дочери нет даже необходимых инструментов: использует то, что оказалось под рукой, даже старые и ржавые гвозди.
"Я не очень приветствую это ее увлечение, особенно когда вижу, как она ранит руки, тащит тяжелые ветки во двор. Но когда люди ценят и хвалят ее работы, горжусь дочерью", - говорит Света Атоян - первый критик Анны.
Самое сложное в этой работе для Анны – находить те самые тяжелые ветки. Она использует ветки, оставшиеся после подрезания деревьев, а затем вдыхает в древесину новую жизнь. В этом вопросе на помощь ей приходит детвора. Детишки приносят вещи, из которой они уже выросли, чтобы разодеть деревянных человечков. Часто Анна называет свои скульптуры в честь местных ребятишек. Так появляются деревянные, но вполне живые человечки.
Помимо удовольствия, которое Анна получает от творческого процесса, она пытается добиться главного - чтобы деревянные персонажи изменили отношение людей. Нередко ей кажется, будто люди вокруг действительно стали добрее.
Особенно благотворное влияние деревянных человечков видно на малышне: дети не только участвуют в создании скульптур, но и не портят их, даже пристально следят за их сохранностью, предупреждая прохожих, делая замечания всем, кто сорит на улице и портит красивый вид.
Анна не считает свою работу завершенной, у нее много идей: она решила создавать скульптуры животных. В этом деле самое важное живое воображение и желание создавать добро и красоту.