Быть иль не быть национальному авиаперевозчику? – мнение экспертов неоднозначно

© Sputnik / Andranik GhazaryanСамолет авиакомпании SCAT в аэропорту "Звартноц"
Самолет авиакомпании SCAT в аэропорту Звартноц - Sputnik Армения
Подписаться
Министр Сурен Папикян заявил о намерении властей создать национального авиаперевозчика, в Комитете гражданской авиации, кажется, придерживаются иного мнения, позиция экспертов в этом вопросе тоже неоднозначна.

ЕРЕВАН, 10 июн - Sputnik, Нана Мартиросян. Вопрос о создании национального авиаперевозчика обсуждается в Армении уже несколько лет. Экспертное сообщество и представители авиационной сферы разделились на два фронта. Одни считают наличие нацперевозчика необходимостью, мотивируя свое мнение тем, что Армения находится в состоянии войны. Другие не считают целесообразным наделять какую-либо компанию привилегиями. Ко второй группе относится и глава Комитета гражданской авиации Татевик Ревазян. Она не раз заявляла, что государство не должно "создавать" нацперевозчика, этот статус должен быть присвоен компании, которая состоялась на рынке, которая не рискует стать банкротом, как это случилось с авиакомпанией Armavia ("Армавиа" - ред). Глава Комитета убеждена: фиаско еще одной компании может ударить по авиационному имиджу Армении.

Самолет юбилейного рейса Ереван - Москва приземляется в аэропорту Звартноц (30 декабря 2019). Ереван - Sputnik Армения
Армении нужен свой авиаперевозчик - министр

Однако после включения авиакомпаний Армении в "черный список" безопасности полетов ЕС, вопрос имиджа оказался на десятом плане, поскольку, падать дальше некуда. Так министр территориального управления и инфраструктур Сурен Папикян сообщил, что власти планируют создать компанию, которая станет национальным авиаперевозчиком. По его словам, сейчас нужно заложить прочный фундамент для решения этого вопроса. Его не смутил и "черный список" ЕС, поскольку министр убежден: на создание компании потребуется длительное время, а план по преодолению запрета на полеты в Европу уже разрабатывается.

"Сейчас перед нами стоит вопрос о местном перевозчике, и я сделаю все, чтобы в ближайшее время у нас была собственная авиакомпания", - сказал Папикян.

Нам нужен национальный авиаперевозчик, который будет летать полупустым? Ревазян ответила>>

Экс-советник премьер-министра по вопросам авиации Акоп Чахарян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заверил, что доверяет Папикяну, однако не знаком с его планом и не может его комментировать. В тоже время Чахарян напомнил, что национальную авиакомпанию не создают за счет государственных средств, а предлагают равные стартовые условия для всех зарегистрированных в стране компаний, как это принято в международной практике. Он подчеркнул, что государство должно регулировать авиационный рынок, обеспечивать равные условия свободной конкуренции для всех зарегистрированных в стране компаний. Чахарян убежден, что искусственное вмешательство, к примеру, приобретение самолетов или инвестирование средств, будет только мешать становлению авиакомпании.

"В настоящее время становление какой-либо компании маловероятно, поскольку 70% рынка занимают российские направления, которые осуществляют авиакомпании России. Они пользуются льготными условиями в своей стране на обслуживание в аэропортах и аэронавигацию, европейские направления пока закрыты. Местные компании пока не в состоянии конкурировать с ними – как с господдержкой, так и без нее. Нужно решать перечисленные вопросы", – сказал он.

Самолет Сухой Суперджет 100 авиакомпании Армавиа - Sputnik Армения
Пашинян высказался о возможности создания национального авиаперевозчика

Эксперт в области гражданской авиации Дмитрий Атбашьян в свою очередь считает, что сферу в любом случае необходимо восстановить. По его мнению, государству нет нужды тратить крупные суммы на создание национального авиаперевозчика. В свое время Атбашьян направил в правительство план из 11 пунктов, выполнение которого позволило бы создать компанию, не потратив на это ни копейки из госбюджета. В частности, речь идет о лизинге самолетов у американской компании, а также регистрации новой авиакомпании или использовании уже существующей. В тоже время он считает необходимым разработку эффективного "Воздушного кодекса" и внесение дополнений в закон "Об авиации".

Что же касается запрета на полеты в Европу, Атбашьян рекомендует Ревазян поработать как минимум полгода, собрать компетентную команду профессионалов и доказать, что все полеты в Армении контролируются, и если у самолета армянский код, то все в порядке. Он напомнил об авиакатастрофе в Сочи в 2006 году, после которой армянский национальный перевозчик Armavia оказался на грани банкротства. Глава компании Микаэл Багдасаров консультировался тогда с Атбашьяном, чтобы понять, как выйти из сложившегося положения. Эксперт посоветовал ему внедрить систему контроля за полетами, а также объявить о повышении уровня безопасности полетов. Все так и было сделано, два сотрудника прошли специальную подготовку, а когда приехали "ревизоры" из Европы, то они были шокированы высоким уровнем безопасности полетов.

Пашинян остался без советника-авиатора: что могли не поделить Чагарян и Ревазян?>>

2 июня, стало известно, что Европейская комиссия внесла авиакомпании Армении в обновленный список безопасности полетов ЕС, иначе говоря, в "черный список". Это означает, что на армянские авиакомпании будет распространяться эксплуатационный запрет в рамках Европейского союза, поскольку они не соответствуют международным стандартам безопасности. Это решение последовало после анализа работы Комитета гражданской авиации Армении и шести армянских авиаперевозчиков. В "черном списке" Армения оказалась наряду с такими странами, как Афганистан, Ангола, Конго, Непал, Судан.

Лента новостей
0