ЕРЕВАН, 13 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. Тема армяно-иранских отношений вновь стала предметом активных политических и экспертных обсуждений в Армении. Поводом для этого стали недавние акции протеста у посольства Армении в Тегеране. Несколько десятков молодых людей сожгли флаги Израиля и скандировали антиизраильские и антиамериканские лозунги. А все из-за того, что Армения в ближайшее время откроет посольство в Тель-Авиве. Данное решение вызвало недовольство иранцев, и, по мнению некоторых наблюдателей, подобные акции пользуются негласной поддержкой иранских властей.
A group of people gathered today outside the Armenian Embassy in Tehran to protest Yerevan's decision to open an embassy in #Israel.
— Kian Sharifi (@KianSharifi) June 9, 2020
The group said in a statement that #Iran's Armenian population opposed the plan. Reports don't say if Armenian-Iranians were among the protesters. pic.twitter.com/zpFgbhEsgz
Армянская дипломатия стоит перед весьма сложной задачей – с одной стороны, нужно сохранять и укреплять взаимодействие с ближайшим соседом, который в условиях блокады служит для нее окном во внешний мир, с другой – наводить мосты с еврейским государством, ведущей технологической державой мира и ключевым игроком на Ближнем Востоке.
По мнению эксперта центра "Орбели" Карена Вераняна, эта задача вполне решаема. В интервью Sputnik Армения эксперт подчеркнул, что оба вектора весьма важны для армянского государства. С Ираном реализуется множество проектов в области энергетики, транспорта и коммуникаций, а с Израилем Армению связывает наличие богатого армянского культурно-религиозного наследия в Иерусалиме. По мнению Вераняна, работа посла-резидента в Тель-Авиве позволит намного более оперативно решать проблемы, связанные с этим наследием, Армянским кварталом Иерусалима, армянской общиной и т.д.
Что касается Ирана, то, как считает Веранян, армянская сторона несколько раз по самым различным каналам давала понять иранским партнерам, что развитие отношений с Израилем ни в коем случае не будет происходить за счет интересов Тегерана. Последний раз об этом говорил глава МИД Зограб Мнацаканян в парламенте.
Эксперт отмечает, что акция у посольства Армении не могла проводиться без ведомства властей Ирана, однако не следует раздувать проблему. Безусловно, любое событие, связанное с Израилем, встретит настороженную реакцию Тегерана, однако важно понять, что Армения в отличие от того же Азербайджана, никогда не становилась и не станет площадкой для антииранских действий со стороны Израиля.
"Вышли из Египта, выйдем и из пандемии": как COVID-19 изменил отношения Армении и Израиля>>
Говоря об отношениях с Тель-Авивом, сопредседатель международного общественного форума "Израиль – Армения" Александр Цинкер заявил нашему изданию, что открытие дипмиссии послужит толчком и придаст новое качество двустороннему диалогу.
По его словам, вопрос практически был решен, и если бы не коронавирус, то уже в мае посольство в Тель-Авиве начало бы свою работу.
"Мы ждем, когда закончится карантин, возобновятся регулярные авиарейсы и начнет свою работу армянское диппредставительство в Израиле", - отметил Цинкер.
Касаясь реакции Ирана, израильский эксперт предположил, что там не очень понимают, что происходит на самом деле. А происходит следующее – Армения хочет диверсифицировать свою внешнюю политику, начать работать с важным государством на Ближнем Востоке, но не в ущерб интересам третьих стран. Давление на Армению со стороны Ирана, в данном случае, бесперспективно. Руководство страны может самостоятельно принимать решения, касающиеся внешней политики. А что касается сегодняшнего недовольства в Тегеране, то он почти уверен, что со временем оно сойдет на нет. Нужно понимать, что торгово-экономическое взаимодействие с Арменией выгодно и Ирану. В условиях международных санкций, наложенных на Иран, роль Армении как надежного партнера сложно переоценить.
"Большая разборка" по Ирану в ООН, или Какой месседж надо услышать властям Армении>>
Что же до Израиля, то это важный источник передовых технологий в различных сферах народного хозяйства, промышленности, медицины. Цинкер уверен, что Армения и Израиль могут найти области науки и техники, где их интересы пересекаются, а их воплощение способно реализоваться в виде совместных проектов.