Автор - Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО
В доме лидера партии "Процветающая Армения" (имеющей вторую по численности парламентскую фракцию утром 14 июня 2020 года прошли обыски, после чего он отправился на допрос в Службу национальной безопасности).
По официальным каналам распространена информация о незаконной деятельности ряда компаний, принадлежащих Гагику Царукяну, в то время, как его сторонники считают это сведением политических счетов и проводят массовые протестные акции. Впрочем, не стоит рассматривать их, как исключительное дело одной из армянских партий. Так о его поддержке заявило другое объединение "Родина", основанное экс-руководителем СНБ Артуром Ванецяном.
Согласно оценке партии "Просвещенная Армения" (имеющей третью по численности парламентскую фракцию), уголовные дела в отношении Царукяна продиктованы не правовыми резонами, а политической целесообразностью
Насколько опасно для действующей власти формирование возможной коалиции оппозиционных сил? И насколько вообще возможно такое объединение?
Жизнь без серьезной оппозиции
После того, как в Армении произошла "бархатная революция" и вплоть до настоящего времени, говорить о серьезной оппозиции Николу Пашиняну не приходилось. "Партия власти", которая ранее поддерживала экс-президента Сержа Саргсяна (республиканцы), не попала в Национальное собрание в ходе досрочных парламентских выборов. Особая статья - второй президент Армении Роберт Кочарян, ставший своеобразным символом борьбы с "наследием прошлого". И хотя он практически с первых дней новой власти превратился в ее оппонента (не только он, но и его превратили), за его спиной не видно влиятельных и структурированных политических сил. С известными оговорками прокочаряновской структурой можно назвать "Дашнакцутюн", но электоральный потенциал старейшей армянской партии невелик.
Царукян под прицелом: хронология того, что произошло в Ереване в воскресенье>>
Те партии, которые оказались в итоге в высшем представительном органе (помимо объединения "Мой шаг", поддерживающего курс премьер-министра, туда прошли "Процветающая Армения и "Просвещенная Армения"), в 2018 году поддержали перемены в стране. Их различия с Пашиняном касались незначительных тактических, но не стратегических вопросов. Лидер партии "Процветающая Армения" Гагик Царукян поддержал два года назад "выбор народа", а на досрочных парламентских выборах его сторонники заняли второе место, получив вторую по численности фракцию в Национальном собрании.
Юрист Эдмон Марукян, лидер "Просвещенной Армении" (третьей партии, представленной в высшем законодательном органе республики) в свое время вместе с Николом Пашиняном стоял у истоков избирательного блока "Елк" ("Исход"). И на выборах 2017 года не нынешний премьер, а Марукян возглавил первую тройку тогдашнего объединения, позиционировавшего себя, как главная сила, оппозиционная Сержу Саргсяну.
Партия "Родина", основанная бывшим директором СНБ республики Артуром Ванецяном, пока лишь делает первые шаги, как политическое объединение. Сегодня оно выступает с критикой правительства. Но хотелось бы напомнить, что свое назначение на пост руководителя Службы национальной безопасности Ванецян получил 10 мая 2018 года, то есть после утверждения Пашиняна в должности премьера. В сентябре того же года он был на безальтернативной основе также избран руководителем национальной федерации футбола.
Противоречия нарастают
Понятное дело, что в разное время все три политика, упомянутые выше, разошлись с действующим премьер-министром. Но их объединяет одно: получив определенные дивиденды от "бархатной революции", они перешли в стан критиков Пашиняна. Каждый по разным причинам и мотивам. Но все они не являются носителями "ностальгического ресурса", теми политиками, кто выступал бы за возвращение к прежним порядкам. Дрейф Марукяна в сторону от Пашиняна обозначился еще во время подготовки к досрочным парламентским выборам, когда они вступили в избирательную гонку в двух разных командах.
Ванецян покинул пост главы СНБ в сентябре 2019 года. И тогда, и потом его критический пафос был обращен против политизации работы правоохранительной системы и спецслужб. В контексте недавних кадровых назначений в "силовом блоке" Армении эти оценки экс-главы Службы национальной безопасности не выглядят, как натяжка. Во главе СНБ республики, поменяв две должности за сутки (!) стал 29-летний Аргишти Карамян, не имевший столь необходимо для этого поста специального профессионального опыта. И премьер-министр подчеркнул, что это его решение "политическое". Наверное, в контексте последующих действий Службы в отношении Гагика Царукяна еще рано делать окончательные выводы, ситуация стремительно меняется. Но зафиксировать совпадение оппозиционных высказываний лидера "Процветающей Армении" с последующими действиями силовиков в отношении него можно. Как минимум, в форме постановки вопроса.
Царукян - не рядовой политик. Лидер "Процветающей Армении" (его фракция, вторая по численности в парламенте, имеет 26 мест), крупный бизнесмен, один из самых богатых людей в республике. В политике он не первый год. И за это время успел побывать и в коалициях с властями, и в оппозиции. В 2015 году он разошелся с Сержем Саргсяном, хотя впоследствии их противоречия сгладились. Что не помешало Царукяну весной 2018 поддержать "народную революцию" и тем самым солидаризироваться с Николом Пашиняном. С того момента много воды утекло. И "Процветающая Армения" позволяла себе определенное фрондерство, но, скорее "системного" характера.
Но в июне 2020 года Царукян призвал к отставке кабинет министров. С его точки зрения, правительственная работа по борьбе с пандемией коронавирусной инфекции привела "к провалу во всех сферах". Это уже не фронда по принципу "критики отдельных недочетов", а нечто более серьезное. И тут нельзя не заметить, что, если раньше финансовые дела олигарха, поддержавшего "восставший народ", не слишком беспокоили силовые структуры, то после жестких оценок работы правительства, интерес к его бизнесу, значительно возрос.
И как тут не вспомнить пафос событий двухлетней давности о государстве, где будет править закон, и его применение не будет зависеть от пребывания политика имярек в оппозиционном или провластном лагере. Как видим, за два года накопилось немало свидетельств того, что контроль над судебной системой и силовым блоком был важен не столько в контексте строительства правового государства, сколько распространения лояльности правительству среди людей в погонах и судейской мантии.
Перспективы новой оппозиции
Насколько далеко готов пойти лидер "Процветающей Армении"? На этот вопрос однозначно не ответишь. Сам Царукян зарекомендовал себя, как аккуратный игрок, готовый на компромиссы с властями фактически в обмен на лояльность в отношении к своим проектам. Радикализировать протест и играть роль уличного политика - не его стиль, хотя жизнь порой диктует необходимость импровизаций. Не менее важным сюжетом является готовность его самого, а также других оппозиционно настроенных политиков к консолидации. Сегодня единство таких персонажей, как Марукян, Царукян и Ванецян представляется маловероятным.
Скорее, такой альянс мог бы быть объединением не за, а против. Наверное, могут найтись и другие, не столь известные силы, готовые ситуативно примкнуть к более "раскрученным" деятелям. Нельзя сбрасывать со счетов и тех игроков, которые обладают немалыми информационными возможностями, но сами не стремятся играть первые роли публично. В этом контексте, речь, прежде всего, о выступлениях зятя Сержа Саргсяна и экс-посла Армении в Ватикане Микаэла Минасяна. Но в Армении за все годы после распада СССР оппозиция всегда предпочитала идти отдельными колоннами, а не в общем строю.
Следовательно, у Пашиняна и его команды остается пространство для маневра. Как и определенный ресурс популярности, хотя и оспоренный сложным периодом коронавирусной пандемии. Проблема в том, что радикализируя оппонентов сегодня, власти откладывают многие острые вызовы на завтра, когда эйфория от революционных перемен выветрится. Пока же главным итогом происходящего можно считать нарастание оппозиционности у тех, кто разделял "бархатный консенсус" 2018 года, но сегодня таковой уже не работает. И выхода из этой ситуации два: либо жесткое "закручивание гаек", к чему общество в Армении, похоже, не слишком готово, либо выстраивание модели политической коабитации с оппозицией.