ЕРЕВАН, 20 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. Упреки главы Европейской народной партии (ЕНП), бывшего председателя Европейского совета Дональда Туска в адрес властей Армении стали довольно неприятным сюрпризом для последних. Руководитель крупнейшего в Европе политического объединения в своем Twitter призвал руководство Армении отказаться от давления на оппозицию.
"Европейская народная партия обеспокоена многочисленными случаями отступления демократии в Армении. Мы призываем власти Армении воздержаться от давления на оппозицию", – писал руководитель ЕНП.
Дело в том, что еще недавно уходящий с поста главы ЕС Туск в Брюсселе заверял премьера Никола Пашиняна в дружбе и верности, говоря что тот всегда может положиться на него. Безусловно, ЕНП - не исполнительный орган. Более того партия Пашиняна "Гражданский договор", в отличие от прежней партии власти - Республиканской партии, не является членом ЕНП. Но в любом случае для армянского премьера столь жесткая оценка со стороны вчерашнего высокопоставленного евробюрократа – явление весьма нежелательное.
На запись Туска весьма жестко отреагировал вице-спикер парламента, член правящего блока "Мой шаг" Ален Симонян. Последний призвал экс-главу Европейского совета "не смотреть на Армению глазами Сержа Саргсяна".
А позже сам армянский премьер, не называя имен, заявил, что на протяжении 30 лет Армению призывали бороться с коррупцией, а сейчас, когда идет реальная борьба, руководство страны обвиняют в давлении на оппозицию.
Эксперт Института Кавказа Грант Микаелян предполагает, что власти Армении недостаточно эффективно работали с европейскими партнерами, не объясняли им нюансы уголовных дел, возбужденных против лидера и остальных представителей "Процветающей Армении". И такая позиция Туска могла быть вызвана именно просчетами армянской дипломатии.
"В последнее время мы видим, что контакты с европейскими должностными лицами не такие интенсивные. Это могло сказаться на позиции брюссельских чиновников в отношении протекающих в Армении процессов. В то же время я считаю, что не следует преувеличивать значение "твиттеровской" записи Туска. Отдельные представители европейской элиты могут иметь свою личную позицию по тем или иным событиям, но в целом они не могут иметь серьезного влияния на политику ЕС", - сказал Микаелян в интервью Sputnik Армения.
Подчас высказывания тех или иных должностных лиц могут быть обусловлены личными мотивами и интересами. Но это не значит, что общая политическая линия Брюсселя в отношении Еревана будет соответствовать логике этих заявлений.
К тому же, по словам Микаеляна, нельзя сказать, что слова Туска о давлении на оппозицию беспочвенные. Сам эксперт также склонен считать, что уголовные дела против Гагика Царукяна носят больше политический, нежели правовой характер.
"Понятно, что власти Армении не станут говорить, мол, да, Царукян преследуется по политическим причинам. Но мы же понимаем – здесь больше нужно видеть политический компонент. Если отношение к человеку, в данном случае Царукяну, меняется после его некоторых политических заявлений, и практически сразу же возбуждаются уголовные дела, то что это, если не политика?", - говорит эксперт.
Политолог Норайр Дунамалян в свою очередь считает важным контекст или фон, на котором Туск делал записи в своем микроблоге. До этого, как известно, лидер ЕНП принимал участие в видеоконференции, в которой в числе других участвовал и бывший президент Армении и председатель РПА Серж Саргсян. В этом смысле высказывания о давлении на оппозицию были жестом поддержки со стороны Туска.
Серж Саргсян рассказал европейцам о ситуации в Армении: Дональд Туск обеспокоен>>
"Но во-первых, нужно понимать, что позиция Туска – не позиция ЕС. К тому же не думаю, что бывший глава Европейского совета достаточно осведомлен о процессах в Армении", - сказал эксперт нашему изданию.
Сказанное однако, не означает, что власти Армении должны закрывать глаза на такие риторические жесты и не работать над политическим имиджем страны. Как считает Дунамалян, при отсутствии должной работы с внешними партнерами, в том числе и европейцами, подобные обвинения рано или поздно могут быть конвертированы в практические шаги, что нежелательно для армянского государства.