Хачик Чахоян, Sputnik.
Вот уже 27 лет "Арарат", который считался флагманом армянского футбола, не может завоевать звание чемпиона Армении, последним достижением клуба в армянском чемпионате было второе место в 2008 году. С именем "Арарата" связано много скандалов. Последним таким скандалом можно назвать и нынешнюю ситуацию в команде. Перед началом сезона 2019/20 Валерий Оганесян был назначен генеральным менеджером клуба. Появились новые классные игроки, новые тренеры. За тур до завершения осенней части чемпионата премьер-лиги "Арарат" лидировал. Но потом дела команды пошли под откос. В эксклюзивном интервью Sputnik Армения Валерий Ованнисян рассказал подробности.
Правдивы ли слухи о продаже спортбазы? "Арарат" ответил на скандальные слова Габрелянова>>
— Валерий, как вы оказались в "Арарате", в Ереване?
— Я был занят восстановлением "Арарата" в Москве, когда получил приглашение от совладельца ереванского "Арарата" Вардана Срмакеша. Он не только пригласил меня на работу в Ереван, но и обещал помочь "Арарату" московскому. Это-то меня и привлекло. После переезда в Армению я попросил приобрести для команды автобус и микроавтобус. Однако бюджет ереванского клуба не изменился, и со временем стало ясно, что не изменится ничего. Акционер мне постоянно говорил: "Скажи спасибо, что вовремя выдаем зарплату".
— Какие важные задачи ставились перед командой в этот период?
— После прибытия в Ереван я встретился с фанатами "Арарата", обещал, что команда будет бороться за чемпионский титул, и мы победим. Я тут же уехал в Бразилию для селекции и привез несколько хороших игроков. Кроме того, я пригласил в команду футболистов, которых знал. После 14 туров чемпионата Армении мы были на первом месте. Словом, перед зимними каникулами результаты команды были неплохими.
— Что случилось потом, что изменилось, почему команда начала сдавать позиции?
— Очень скоро обе команды - московский и ереванский "Арарат" – стали скапливать финансовые долги. Швейцарец попросил поискать инвесторов. Я пригласил армянского бизнесмена из Москвы, в прошлом достаточно крупного чиновника, работавшего во многих госструктурах. Срмакеш заключил с ним контракт, они ударили по рукам, однако Вардан не сдержал слова и не выполнил ни одного своего обязательства перед партнером из Москвы, и мы попросту потеряли московский "Арарат". Поняв, что Срмакеш не особо заинтересован и в ереванском "Арарате", я уговорил ярого болельщика команды, российского медиа-магната Арама Габрелянова прилететь с планом развития клуба в Швейцарию. Они вели переговоры долгое время, на руках у Габрелянова был договор на финансирование клуба в течение 10 лет тремя российскими миллиардерами. Люди готовы были вложить в клуб, в его спортивную базу, в детскую футбольную школу 30 миллионов долларов, однако Срмакеш в последний момент снова от всего отказался. Он просто не хотел, чтобы "Арарат" с его инфраструктурой, не говоря о других футбольных факторах, развивался. После зимнего перерыва я потерял связь с Срмакешем. Говорил я с ним всего за три дня до возобновления чемпионата. Мы так и не смогли провести подготовительный этап.
Почему в Армении не вспоминают о русском армянине? Интервью с Александром Подшиваловым>>l
— Был ли в команде конфликт?
— Помощники Срмакеша настаивали, чтобы я взял в команду их родственника, футболиста посредственного. Я категорически отказался. Вот почему мы не полетели на тренировочный сбор на Кипр. Нас отправили в Сочи. Сборы провалились: во всей этой чехарде, в условиях неуверенности в завтрашнем дне мне не удалось подобрать игроков для усиления команды. Я провалил отбор, потому что торопился. Потом в семье Срмакеша возникли проблемы, у него скончался отец. Не хотел его беспокоить, понимая, что ему не до этого. До последнего я верил, что все наладится и владелец "Арарата" выполнит свои обещания. Но, к сожалению, он и здесь обманул.
— Как сказался на команде коронавирус?
— Плохо, поскольку акционеру наплевать и на клуб, и на здоровье игроков. Нас загнали на базу, которая совершенно не приспособлена для проживания, где ужасная еда, общий душ, железные кровати 70-х годов. Владельца "Арарата" попросту перестали интересовать результаты клуба. Разговор шел только о том, чтобы сократить зарплаты, мол, эпидемия. Футболисты все видели и прекрасно понимали, охота играть у них пропала. Вардан уничтожил все своими руками. Лучшее тому доказательство – шестое (последнее) место, которое занимает сегодня "Арарат" в турнирной таблице. От этого очень горько! Мы ставили своей целью попасть в Лигу чемпионов, но команда столкнулась с полным равнодушием Вардана, его маниакальным желанием экономить на всем. Перед началом сезона фанаты "Арарата" уверяли меня, что Срмакеш не сдержит слова, обманет в очередной раз. Сам же Срмакеш убеждал меня в обратном, говорил, что сейчас все будет иначе. Сегодня я жалею, что не прислушался к фанатам.
— Какова же в таком случае цель руководства "Арарата"?
— Я не знаю, почему Срмакеш ведет себя так, но уверен, что цели у него не футбольные. Его куда больше волнует финансовая сторона дела. На словах он ведет себя как миллиардер, а на деле может пригласить сотрудников клуба в ресторан в Ереване, а потом, сославшись на то, что там нет мест, попросту взять и уехать, даже не попрощавшись и ничего не объяснив. Команда с громким армянским именем нужна Срмакешу в личных целях.
Скандалы, рекорды и два чемпиона: как проходил первый чемпионат Армении по футболу>>
— И из-за этого ты ушел из "Арарата"?
- Я ушел, потому что устал от ложных обещаний. Владелец клуба не интересовался командой, кроме того, "Арарат" сломало судейство. Меня постоянно уверяли, что деньги перечислят завтра, на следующий день и так далее. Представьте, что у команды всего 16 мячей для тренировок, не хватало футболок, за тренировочный сбор мы еще не заплатили, бонусы не выплачиваются. У меня двухгодичный контракт с клубом, я ушел, проработав год, но со мной до сих пор никто не связался. Вардан Срмакеш убил два "Арарата", его ложь разбила нашу мечту.
— Вы все еще намерены создать армянский клуб в России?
- Московского "Арарата" больше не существует. Срмакеш обещал финансировать команду, погасить все долги, но, как водится, обманул. Понятно, что для Срмакеша ложь или мошенничество – обычное дело. Люди верят ему, потому что он везде и всем рассказывает, что не хочет в политику. Кроме того, он создает миф, будто Никол Пашинян - его друг, что он отдыхает вместе с семьей премьер-министра. Выходит, прикрываясь именем Никола Пашиняна, он может обманывать кого хочет? Не верю, что премьер-министр может покрывать такого человека. Ереванский "Арарат" выигрывал премьер-лигу Армении только один раз – в 1993 году. Вот и ответ на все вопросы.
— В современном футболе вы были первым, кто организовал переход одного из лучших российских футболистов в далеко не самый грандиозный клуб. Речь о Романе Павлюченко. Есть ли разница в работе с профессионалами и начинающими игроками?
— Все зависит от человека. Общаясь с Романом, вы никогда не скажете, что он играл за "Тоттенхэм" и сборную России. Он обычный мальчик, в нем нет высокомерия. Он просто хороший человек. С такими людьми работать легче и приятнее, чем с непрофессионалами, для которых футбол - не работа, а хобби.
— Одно время в социальных сетях "гуляла" шутка, что вы хотите пригласить Гаррета Бейла в московский "Арарат". Никогда не задумывались о том, чтобы воплотить эту мысль в жизнь?
- За "Арарат" играли Роман Павлюченко, Марат Измайлов и Игорь Лебеденко. Мы не могли пригласить Гаррета Бэйла, но мы могли воспитать своего Бэйла. У "Арарата" просто нет детской школы, как в Ереване, так и в Москве. Нужно думать о создании этих школ, а не вводить в чемпионате Армении ограничения.
— Вы были невысокого мнения о тренерских способностях Карпина и Слуцкого. Ваше мнение сегодня изменилось? Вы можете назвать одного из них лучшим тренером России?
— Я бы не сказал, что они лучшие тренеры в России. Но за эти годы оба зарекомендовали себя первоклассными профессионалами. Они, безусловно, квалифицированные специалисты. Сегодня в российском футболе не так легко работать, но они делают это хорошо.
— В какой зарубежной стране вы хотели бы работать футбольным агентом?
- Я давно не работал агентом. Работа менеджера клуба сейчас мне ближе. Но я всегда мечтал работать в Англии. Не знаю почему, но эта страна всегда меня привлекала. А сегодня моя задача – прояснить ситуацию с "Араратом" и найти решение проблемы. Но я определенно не буду работать с Варданом Срмакешем, человеком, загубившим легендарную команду.