Арменуи Мхоян, Sputnik Армения
День 67-летней Людмилы Билбилиди начинается в 6 часов утра: она добирается на велосипеде до ближайшего села и возвращается обратно, по дороге фотографируя интересные пейзажи. В течение дня она садится за перо, записывая воспоминания своей молодости, а завершается день поливом посаженного ею дерева и цветов. Говорит, что все в жизни суета, но если уж человек посадил дерево, то должен заботиться о нем.
Люду в Гюмри знают многие: особенно для поклонников рока и джаза она в некотором роде собирательный образ "сумасшедшей" молодежи 80-х годов. Она первая в Армении женщина-диджей. Никто в городе так хорошо не знаком с происходящим в мире музыки, как Люда.
Женщина родом из Карса, в Ленинакан ее семья переехала после 1918 года. Здесь она родилась и выросла, в ее жилах течет греческая и армянская кровь. Как у лингвиста по образованию, окончившего факультет русского языка и литературы Ленинского педагогического института, зародилась любовь к музыке? Самой Люде на этот вопрос сложно ответить.
"Это была любовь с первого взгляда. Я не музыкант, музыкального образования у меня нет, но с утра до вечера слушала музыку. С 8-го класса ходили на концерты группы "Ангин карер" ("Бесценные камни", первая рок-группа в Ленинакане - ред.). Наше поколение и создавало погоду в городе", - вспоминает она.
Трудно поверить, но в консервативном Гюмри появились первые армянские рок-группы и первый диско-диджей.
"В 1976 году в Ленинакане открылся Дворец молодежи, я училась на втором курсе, нас пригласили на открытие. С однокурсниками мы решили открыть дискотеку, как в других странах. Члены комсомола были против, но мы как-то организовали. Пригласили молодежь из Ереванского политехнического института, они нам помогли, и эта дискотека стала одной из первых, состоявшихся в Армении. Но для дискотеки нужен был ведущий – диджей, мы бросили "орел и решку" и выпало мне", - рассказывает Люда, добавив, что в эти годы работать было очень трудно, потому что элементарно не было дисков.
Им приходилось лишать себя многих удовольствий, копить деньги, чтобы купить пластинки. Но это уже не имело значения, потому что эта музыка изменила все в их жизни. По прошествии лет Люда признает, что это был самый лучший период ее жизни.
"Мы смогли совершить революцию", - говорит она, гордясь, что в свое время у нее было 1000 дисков. Правда, потом она все раздарила друзьям и учебным заведениям, но об этом ни капельки не жалеет.
На первых дискотеках в Ленинакане звучала рок-музыка и песни местных групп. "Цицернак" ("Ласточка"), "Ширак", "Бесценные камни", "Киликия", The bells, "Арагац", "Урарту", "Виалпи", "Биайна", "Кянк" ("Жизнь"), "Спюрк" ("Диаспора"), "Арегак" ("Солнце"), "Бамбир"... Это джаз и рок группы, действующие с 1964 по 1988 годы. С сожалением отмечает, что записи первых ленинаканских групп не сохранились.
Дворец молодежи, затем Дом работников искусств, кафе-дискотека "Крункнер" ("Журавли"), а после землетрясения 1988 года телевидение, радио, рок-передачи... Пройденный Людою путь длинный.
"Наше поколение было другим, в нас была особая свобода. Ничего не останавливало, бывало, когда вечером слушали "Битлз" или Армстронга, утром забирали в "подвалы" КГБ, но на следующий день все повторялось, даже однажды на концерте "Аракялов" ("Апостолы") всех забрали - и членов группы, и зрителей. Все делали для того, чтобы мы пали духом, но не удалось", - говорит она.
Позже, при поддержке композитора (затем народного артиста) Артура Григоряна, в Ленинакане начали слушать джаз. Все яркие исполнители армянского джаза выступали в Ленинакане, проводились международные фестивали и даже детские дискотеки.
... Сегодня единственное средство для существования Люды - это небольшая пенсия, но она не жалуется, говорит, что хватает. Общаться с людьми много не любит, привыкла к одиночеству.
"Счастлива, что могу так жить. Единственное, с чем не могу смириться - это рабис-музыка, доносящаяся из автомобилей на улице, всегда воюю с ними", - признается она.
Люда может часами говорить о музыкальных достижениях Ленинакана, все свои истории она собрала в своеобразной книжечке "Джаз-роковый Ленинакан 1964–1988", в которую вошли воспоминания и события о музыкальных предпочтениях города и его группах.
Первая женщина-диджей Армении не сетует, что у нее сегодня нет работы, она понимает, что новое поколение хочет видеть новых людей, а сама она никогда не сидит сложа руки: заполняет свое время ездой на велосипеде, написанием новелл и стихов.
Как и многие ее сверстники, она мечтает на бульваре Рыжкова в Гюмри увидеть статую собирательного образа мальчика, играющего на гитаре. Это образ всех, с кем она прошла свой музыкальный путь...