ЕРЕВАН, 29 июл – Sputnik. Что делать бывшему депутату, если он не хочет сидеть дома? Можно жаловаться на горькую политическую судьбу, а можно сделать жизнь невообразимо сладкой – и себе, и другим. Такой путь выбрал Рафик Казинян, депутат армянского парламента первого созыва (тогда еще – Верховного совета). Основу для "сладкой жизни" он заложил на малой родине, в Лорийской области, а также в Тавуше. Для этого он выбрал не виноград, не инжир и не хурму (их тут немало), а стевию. Этот многим уже известный заменитель сахара очень сладкий на вкус, при этом он не содержит сахара. Родина стевии – Южная Америка. В Армении, конечно, тропических лесов нет, но в Алаверди и Ноемберяне климат близок к субтропическому (летом тепло, а зимой почти всегда выше нуля).
Сейчас в теплицах Казиняна саженцы растут густо – только успевай обрезать. Но так было не всегда. Самое сложное – получить из семян саженцы. Для этого должно быть всегда тепло и немного влажно. Кроме того, нужно знать, какой органический компост подмешать и в каких условиях его поддерживать. Поэтому в среднем всхожесть семян составляет 50%, и только половина из них превращается в саженцы, говорит Казинян.
За консультацией он обратился в Ставропольский аграрный университет (в Ставрополье и в Крыму делают пробные посевы стевии), где ему охотно помогли – обо всем рассказали, все описали.
"Хочу сказать им спасибо, они мне очень помогли. После этого дело пошло на лад, и саженцы стали расти", - говорит Казинян.
Позже он отправил российским агрономам образцы готовых саженцев на анализ. Ответ превзошел все ожидания: содержание активных веществ (стевиозида и других) в образцах из Армении составило 74-76% - один из лучших результатов в мире. Благодаря этим веществам сладкий вкус стевии повышается примерно в 200 раз, по сравнению с сахаром. Как образуются эти соединения, как воздействуют на вкусовые рецепторы, нет ли у них побочных эффектов – все это изучают химики и биологи. У Казиняна своя простая теория: эта сладость рождается из земли.
"Меня однажды спросили: "У тебя высшее образование, зачем тебе грязь под ногтями?". А я ответил: "Это не грязь, это земля. Почитай у Гранта Матевосяна об этом, если ты про образование говоришь". Тот, кто любит землю и знает ей цену, совсем иначе смотрит на мир. Не может лгать, завидовать, озлобляться. Я так думаю", - говорит Казинян.
Вместе с ним работают его товарищи по Алавердскому отряду добровольцев, который в 90-е воевал в Карабахе. Один из них потом стал кадровым военным, а выйдя на пенсию, решил чем-то заняться. Теперь он помогает Казиняну в теплице.
Стевию он выращивает уже несколько лет. В прошлом году часть его посевов в открытом грунте почти полностью побил град. Но дело он не бросает и продолжает сеять: в селе Акори у города Алаверди, а также у города Ноемберяна, недалеко от армяно-азербайджанской границы. Но всего там можно собрать только 400-500 кг в год, а это даже для Армении очень мало, добавляет он.
На сахарный диабет в Армении приходится около 5% смертей, а по сравнению с 1990 годом, показатели заболеваемости удвоились. Чтобы мало-мальски удовлетворить потребности внутреннего рынка, нужно 5-10 гектаров, а чтобы выйти на российский – еще хотя бы столько же, добавил он.
"Сейчас мы выращиваем саженцы, кому-то продаем, кому-то дарим. Хотим передавать фермерам, чтобы и они у себя выращивали. Я им сам готов показывать, как выращивать. Доход получат хороший, но нужна и защита от града, а противоградовые сети – вещь недешевая, в этом проблема", - говорит Казинян.
В условиях теплого климата (то есть в тех же Алаверди и Ноемберяне) кусты стевии вырастают почти с человеческий рост – до полутора метров. В местных условиях, с гектара можно получить 4-5 тонн урожая. Если считать по минимуму (три тонны, минус одна на расходы), то чистой прибыли остается две тонны.
"А килограмм сушеных листьев стоит минимум 15-20 тысяч, то есть с гектара можно получить 10-15, а то и 20 миллионов драмов (до 40 тысяч долларов - ред). Просто риск града есть, а на противоградовые сети надо потратиться – по 15-20 миллионов драмов на гектар. Чтобы банк такие деньги выдал, нужен дорогой залог, а у какого сельчанина он есть?", - добавляет Казинян.
Если удастся получить такие кредиты в рамках антикризисной поддержки, то новых производств может возникнуть сразу несколько, уверяет он. Кто-то будет сушить листья, кто-то – прессовать их в таблетки (вместо кускового сахара), а кто-то даже хочет смешивать его с армянскими чайными травами, чтобы получать продукт "два в одном".
"Так сотни рабочих мест могли бы открыться. Но зачем говорить просто так… Не получается сразу, будем работать помалу. Все лучше, чем ничего не делать", - говорит Казинян.
Саженцы он хочет передавать фермерам как в Армении, так и в Нагорном Карабахе, где тоже делались попытки выращивать стевию (благо и здесь климат для этого вполне подходит).