ЕРЕВАН, 30 июл - Sputnik. "Пук наличных ассигнаций" – по этому принципу сейчас оценивают фильмы по всему миру. Эти слова из стихов Лермонтова – девиз большей части нынешней киноиндустрии. Если этого "пука" (то есть "пучка", но без всякого уменьшительного суффикса) в перспективе нет, то почти никакой продюсер за фильм не берется.
О том, как снимать в таких условиях немного другое кино, журналисты и зрители спросили у известного и любимого актера и постановщика Александра Адабашьяна. В канун своего 75-летия он ответил на вопросы по видеосвязи с международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня".
На вопрос о том, что нужно смотреть, чтобы учиться снимать кино, маэстро назвал два варианта. Если смотреть современное кассовое американское кино, можно хорошо понять, что скоро окажется в моде, и на что многие захотят пойти. Если постараться уместить в кадр побольше убитых людей, то о том, насколько это впечатляет, судить позволяют, к примеру, фильмы Тарантино.
Режиссер предлагает рассмотреть эту же ситуацию на примере кроликов. Если бы в кадре вместо людей убивали этих животных то все мыслимые общества по защите животных встали бы на ноги, говорит от. Но людей убивать можно без ограничений. В финальных титрах к фильмам, с большим количеством сцен жестокости, продюсеры и режиссер старательно пишут, что "при съемках ни одно животное не пострадало". О людях упоминания излишни – между тем интересно, не страдает ли человек оттого, что все это видит, и где должно об этом упоминаться, заметил Адабашьян.
"Есть еще другие темы, которые могут принести фильму успех. ЛГБТ, например. И вообще снимать табуированные вещи – это много возможностей дает. Но вот если вы хотите снимать немного другое кино — жизнь человеческого духа, как говорили наши мастера, тогда читайте и смотрите что-нибудь другое. Но тут вам будет труднее”, - добавил он.
Здесь можно и нужно смотреть и зарубежных, и советских классиков, у которых тоже есть чему поучиться, добавил он.
Сам Адабашьян пока смотрит и читает мало, потому что недавно закончил сценарий к фильму, а теперь работает над новым. Но это не помешало ему в очередной раз начать перечитывать "Войну и мир".
"Этим я занимаюсь каждые два года, это потребность, сродни зависимости. Это тоже можно порекомендовать. Вначале можно прочесть для художественного восприятия, затем – для ремесленного, чтобы понять, как это сделано. Там нет ни одной сцены, которая бы служила просто для передачи информации. Даже самый эпизодический персонаж, на две-три фразы, полон и ярок. Просто можно сказать себе, что в 14 лет, когда мы это прочли, мы многое не поняли", — добавил он.
Здесь, например, показаны вполне актуальные образы человеческих отношений в семье: например Болконских, где любят и обожают друг друга, но внешне холодны, Ростовых, открытых и простых, и Курагиных, где семья – это что-то вроде корпорации, в который каждый, как дольшик, хочет получить из родителей, брата или сестры максимальную выгоду.
Сам Адабашьян вместе с режиссером Анной Чернаковой как раз перед началом пандемии завершили фильм по детским рассказам Зощенко "Леля и Минька" (Миньку играет 9-летний пианист Елисей Мысин, известный по конкурсу "Синяя птица").
Детского кино в России сейчас почти не снимают, а еще хуже – не смотрят: оно и в советское время было планово-убыточным, добавил Адабашьян. Разница лишь в том, что в прошлые времена успех или неуспех картины в основном измерялся не количеством зрителей, а качеством.
"Зощенко – замечательный писатель. Обычно вспоминают его сатирические рассказы – "Аристократку" с пирожными или бытовые истории. Поэтому идея собрать его детские рассказы и попытаться превратить их в единое действо оказалось заманчивым, и мы с удовольствием этим занимались. Актеры, которым мы это предлагали, соглашались безоговорочно", — рассказал Адабашьян, отвечая на вопос корреспондента SputnikАрмения.
В данный момент он работает над сценарием к еще одному детско-подростковому фильму, его рабочее название "Катя, Катя". Одна часть фильма – Москва 1942 года, где у Кати возникла и там же закончилась история любви с парнем, которого она никогда не видела, а только переписывалась. А уже в наши дни, совсем другая девушка, совсем современного характера, но с таким же именем, оказывается продолжателем этой истории.
Письма – вещь ныне вымершая - вообще заставляют задуматься, сколько времени раньше люди тратили на общение друг с другом, заметил он.
"Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения, как говорил Экзюпери. Поэтому если говорить о том, как можно общаться через интернет в период пандемии, то общения здесь нет. Сообщение – есть, а вот общения быть не может", - подчеркнул он.
Сейчас невольно удивляешься тому, как много в XIX веке люди тратили на общение и письма. "Берешь собрание сочинений любого писателя: собственно сочинения, скажем, пять томов, письма – еще три. И думаешь: когда же они это все успевали, если путешествие из Петербурга в Москву занимало в десятки раз больше, чем сейчас. Теперь у людей даже на смс-сообщение не хватает времени", — добавил Адабашьян.
Вспомнил он и о родных людях. Один из них - дед по материнской линии. Он был студентом-толстовцем, который шел за гробом великого писателя в 1910 году. В семейном архиве у Адабашьяна хранится эта фотография. Деда расстреляли в 38-м. Было ли это связано с толстовством или нет, внук не узнал. Даже о том, что мама была "дочерью врага народа", он узнал только в средних классах школы.
Его мать, Валентина Бархударова, была человеком абсолютно гуманитарным, специалистом немецкого зыка. Отец, Артем Адабашьян, напротив, был абсолютным технарем, но оба одинаково считали сценическое ремесло, которое выбрал сын, занятием ненадежным, а то и несерьезным. "К счастью, они успели застать приятные для них события в моей жизни", — вспоминает маэстро.
Редакция Sputnik Армения поздравляет любимого артиста с предстоящим 10 августа 75-летним юбилеем.