Два боевых генерала с одинаковой фамилией в небольшом Ереване создавали путаницу, и чтоб не ошибаться, одного называли седым и высоким - это был Гайк Оганесович Мартиросян, другого Мартиросяна, Саркиса Согомоновича – героем.
В одном случае исходили из очевидных физических данных, в другом из наградного листа – генерал-лейтенант Саркис Мартиросян был Героем Советского Союза. Генерал-майору Гайку Мартиросяну звездочка с муаровой лентой не досталась, но поседел он не из-за этого - обычная пигментация волос.
Ереванцы восьмидесятых часто видели его на улицах в гражданском костюме и, как тогда было принято, вежливо здоровались.
Узнаваемость не только льстит, но часто и помогает. В начале девяностых, когда трудно было всем, сноха генерала как-то вернулась домой с пустыми руками, Мартиросян оделся, пошел в магазин, милиционер узнал генерала и вынес ему хлеб. Очередь не возражала.
Армянские маршалы без погон: от "несолидного" живчика до безграничного романтика>>
Сын генерала, Роберт Гайкович, как часто бывает в семье военных, продолжил дело отца: общий срок службы двадцать семь лет, семь из которых в ГДР, и еще два в Нагорном Карабахе – обучал повстанцев артиллерийской стрельбе.
Дочь, Елену Гайковну, косметолога, в Ереване помнят многие (сейчас она в Америке), но лучше всего помнят, пожалуй, женщины. "Причесаны – по высшему классу, макияж – божественный, маникюр-педикюр - нет слов…". Из воспоминаний современниц Елены Мартиросян, открывшей первый в городе "Салон красоты". Добилась успеха, всеобщего признания, и, все равно, собираясь освежить красоту, дамы шли не просто в салон, а "к дочери генерала Мартиросяна".
Ереван сделал Гайка Мартиросяна своим почетным гражданином, но есть еще один город, в котором генерала признали своим раньше, чем мы возвели в такой ранг. Более того. Недавно в этом же городе открыли улицу и назвали ее именем Мартиросяна. А еще более того - там же к семидесятилетию Победы собираются открыть памятник генералу.
Город называется Новомосковск (в годы войны Сталиногорск), находится в Тульской области, помнит своих героев. Здесь полковник Мартиросян отстоял город, отбросил фашистские войска от защитных рубежей, не дал им прорваться к Москве.
Не ахти какие в смысле поэтического совершенства, но отражающие дух того времени стихи.
"Нам не забыть ночей Сталиногорска,
Огней пожаров шахт и Узловой,
Где иногда бойцов-героев горстка
Дралась с фашистской тысячной ордой…".
…Старшее поколение ереванцев имеет перед нынешним то преимущество, что, проходя по улице, заходя в театр или, приходя в гости, могло видеть людей войны с генеральскими звездами на погонах.
В Симферополе установлен памятник Герою Советского Союза Ашоту Аматуни>>
Вы спросите, а какая от этого радость, в чем, собственно, преимущество? Радость та же, как сегодня от встречи со знаменитостью, шагающей по той же улице, живущей в доме рядом, болеющей за тот же "Арарат" и спешащей за внуком в школу. Такой знаменитостью мог быть, к примеру, Армен Джигарханян, Паруйр Севак в Ереване или Шарль Азнавур в Париже.
А преимущество в чем? Было когда-то в ходу понятие: "военно-патриотическое воспитание молодежи". Молодежь есть, воспитания мало. Войну никто не отменял, патриотизм ни с того, ни с сего не берется, его надо воспитывать, а как? Одно дело, если этим занимаются сугубо штатские лица, и другое, когда люди, пришедшие с фронта. С карабахского сегодня в самый раз.
Генералов нового поколения в Армении много, но в школах, институтах, на массовых мероприятиях военных с большими звездами на погонах мало.
Перехожу на личности. Их в Ереване можно было встретить, поздороваться при взаимном, надо сказать, удовольствии, их приглашали на встречи, они не отказывали, шли. Генералы Нвер Сафарян, Сергей Карапетян, Михаил Мурадян, Тарас Тусузян, Ашот Казарян, ну и, разумеется, Гайк и Саркис Мартиросяны. (Наверное, были еще, назвал только тех, кого видел и знал).
А всего на фронтах Великой Отечественной командовало шестьдесят армян-генералов, после войны генеральские звания получили еще восемьдесят три офицера.
В наши дни большие звезды на погонах у нового поколения защитников страны. Команды сегодня отдаются на армянском, ордена и медали на мундирах армянские, уставы – на армянском, неизменно только одно – верное служение родине.