В Армении число сел, заселенных беженцами из Азербайджана в конце 80-ых и начале 90-ых, составляет несколько десятков.
Тогда, на фоне карабахского движения и все больше разгорающейся межнациональной розни, армяне и азербайджанцы в обеих странах спешно покидали свои дома, перебираясь по ту сторону границы. Истории известны случаи, когда переселялись целыми селами, обмениваясь ключами от своих домов и обещая друг другу следить за покинутыми могилами предков…
В основном села были моноэтничными, то есть заселены преимущественно армянами или азербайджанцами.
Село Овк Тавушской области в советский период и до апреля 1991 года называлось Ахкхлу и было населено азербайджанцами. Согласно первой переписи населения СССР, проведенной в 1926 году, в селе жило 332 человека: 331 мусульман или закавказских татар (это уже в 1930-ых они будут называть себя азербайджанцами) и один армянин (или армянка). Сухая статистика и цифры зачастую могут скрывать интересные человеческие истории, подумали мы в Sputnik Армения. И не ошиблись.
Староста села Григор Геворкян был еще школьником, когда его семья из Шамхора (ныне Шамкир, Азербайджан) бежала в Тавуш и поселилась в Овке. В телефонной беседе с нами он пообещал помочь в поисках следов того самого "последнего армянина".
"Армянина, который жил здесь в 1926 году, мы вряд ли застанем в живых, конечно, но у меня есть догадки о его родне", - сказал он.
Часами позже староста позвонил и порадовал: мол, да, найден мужчина, который провел все детство и молодость в азербайджанонаселенном селе, где он был единственным армянином.
В Овк вместе со съемочной группой мы направились на следующий же день․ Люди здесь, как и везде впрочем, не очень охотно шли на контакт с прессой, не желая отрываться от своих бытовых проблем.
— А Ашот пошел в горы собирать траву. Сказал, что потом будет жарко и не дождался вас, — встретил нас такими словами староста Овка.
— А нельзя ему позвонить и попросить, чтоб вернулся? — спросила я с мнимой столичной наивностью.
— Нет уж, если кто поднялся в горы поработать, вернется в село лишь вечером, — ответил кто-то из сельчан.
— Да и сети в горах нет, так что мобильник, скорее всего, недоступен, — отметил староста.
Автомобиль Sputnik Армения много чего пережил ради наших сюжетов, так что вариант вернуться обратно в столицу не рассматривался никак. Стали прикидывать, "потянет" ли наша машина вояж в горы. За Ашотом.
— Если я сяду за руль, то точно поднимемся, — сказал уверенно староста.
— "Жигули" нашего Армена спокойно добирается, может и ваша KIA сможет, — бросил кто-то из овковцев.
— Ну если "жигуленок" проехал, то мы уж как-нибудь доберемся, —одобрительно кивнул наш водитель Ерванд.
И мы забрались в машину. Дорога в горы была не только тяжелой, но и долгой — ехали почти 6 км. То тут, то там нам встречались сельчане, косившие траву. Вот бы Ашот был среди них, думали мы при виде каждого нового встречного.
— Ашот? Нет, Ашот не с нами, — говорили нам в ответ.
— А он там, наверху. Еще чуток проедете и увидите его, — раз пять.
Доехали до группы мужчин, которые отдыхали, сидя у собранной травы.
— Ашот тут?
— Был. Но ушел дальше.
У нас начался полуистерический смех, а удивленный такой реакцией мужчина показал на ближайший холм.
Здесь связь отказала совсем, сигнал не ловили даже "кнопочные" телефоны, а мало-мальски пригодная для проезда дорога тоже оборвалась. На скорое возвращение Ашота мы уже не надеялись.
Мужчины стали звать его по имени, к ним присоединились и мы, но безрезультатно. Наконец один из молодых парней решил взобраться на холм и лично поискать нашего "потерянного" героя.
Алиева в Эчмиадзине знают и любят: как азербайджанец учит армян побеждать>>
Минут через 15 минут раздался радостный возглас, а затем показались силуэты мужчин, сбегающих по горе. Точнее, бежал наш юный помощник, который буквально силком тащил за собой бедного Ашота, явно обескураженного реакцией односельчан и группой каких-то чужаков, встречающих его чуть ли не аплодисментами.
— Здравствуйте, дядя Ашот, мы так долго вас искали! — приветствую я мужчину.
Он обхватывает мою руку ладонями и спрашивает, чем может быть полезен.
— Просто поговорите со мной, — прошу я и рассказываю о цели нашего визита, о переписи населения, о разговоре со старостой и т.д.
Армяне не разрушали наши кладбища: заявление азербайджанского блогера вызвало шок в Баку>>
— Ну да, я жил среди турок… (большинство армян в неофициальных разговорах продолжают называть азербайджанцев турками – ред.) Хорошее было время. Хорошие тогда турки были, не чета нынешним, — вздохнул наш 64-летний собеседник.
Ашот Гаспарян родился в 1956 году в селе Агарцин, около Дилижана. Когда мальчик достиг школьного возраста, его родители решили отправить его жить к тете, младшей сестре матери. Тетя же жила в тогдашнем Ахкхлу, была замужем за азербайджанцев, своих детей у них не было.
— Не знаю, как и почему мои родители приняли такое решение, но уже с 7 лет я жил здесь, с тетей. С первого класса ходил в местную школу. Все мои одноклассники и учителя были турками, учили турецкий и русский. Нет, армянский не учили, хотя многие из них язык знали. Я-то? Я хорошо говорил по-турецки, но сейчас, если честно, почти ничего не помню, — рассказал Гаспарян.
Его удивила официальная статистика. По его словам, в селе помимо его тети жило еще несколько армянок.
— Было еще несколько армянок, которые были замужем за турками. Никто из них не остался в селе в 90-ые, все сбежали со своими мужьями — кто в Садахло (Грузия), кто в Товуз (Азербайджан).
О чем молчит река Ехегис: заброшенное азербайджанское кладбище и откровения старожила>>
— А помните эти годы? Что происходило в селе?
— Ну, что я могу сказать… Неспокойные были времена. Я учился в одной школе с ними, ходили в одну гору, рос, в конце концов. Мы пытались им помочь (Ашот тогда уже был женат на армянке из соседней деревни) чем могли.
Ашот рассказал, что азербайджанцы боялись нападений, а он, в случае чего, предлагал их спрятать в своем доме.
— Но всех не спрячешь, да и не могло такое долго продолжаться. Все ушли... А потом уже стали приходить сюда армяне, наши армяне…
— Село стало другим?
— Да? Ну, не знаю. Для них жизнь кардинально изменилась, нам тоже было нелегко, но не сравнить же. В старые дома турок стали заселяться армяне. Мы сами сменили наш дом, а старый отдали приезжей семье.
— И жизнь вошла в обычное русло?
— Ну да. Как тогда я ходил в горы за травой, так и сейчас. Люди изменились, я — нет.
У Гаспаряна 8 детей - 6 дочерей и 2 сына. Сколько внуков, попросил не спрашивать, не помнит – настолько их много. Рассказывает, что еще несколько лет с азербайджанцами продолжалась переписка.
Бездомный бакинский ветер. Они делают вид, что этого не было…>>
Дольше всего она продлилась с подругой детства, азербайджанкой, которая сбежала в Грузию. Но и эта связь скоро оборвалась. Как и все население Овка, Тавуша и всей Армении, дядя Ашот больше всего на свете хочет мира: продолжать мирно собирать траву на своей горе с друзьями — какой бы национальности они ни были.