В Армении, в стране, первой принявшей христианство в качестве государственной религии, проживают сотни армянских язычников, называющих себя "Арорди" Они поклоняются древним армянским богам и чтят все древние праздники армянского народа.
Почему у древних армян было 13 месяцев в году, или Неслучайная дата для Навасарда>>
Sputnik Армения уже писал о языческой пасхе и дне рождении бога солнца Михра. На этот раз мы побывали на празднике Навасард - самом любимом древними армянами. Он сопровождался народными гуляниями на протяжении целой недели.
Навасард празднуют 11 августа. Согласно легенде, 11 августа 2492 года до н.э. лучник Айк (позже называемый Наапетом - Патриархом) победил тирана Бэла. Армянское летоисчисление по древнеармянскому календарю начинается именно с этого дня. В память об том великом событии армяне в этот день праздновали Новый год. Навасард также называют "Днем розы и вина", "Днем национальной идентичности армян" и "Днем поклонения праотцу армян - Айку" (кстати, само название "Армения" в армянском не употребляется, армяне называют свою страну "Айастан", в честь Айка, а себя именуют "hay". - ред.).
Навасард в числе тех редких праздников древних армян, который так и не был освоен Армянской Апостольской церковью. Церковь еще с IV века адаптировала языческие Затик (Пасха), Вардавар (праздник воды, ныне праздник Преображения Господне), Хахох-орнек (освящение винограда) и Трндез (поклонение огню, ныне Сретение Господне или Теарнэндарач).
Армянские язычники отмечают праздник в трех символичных местах Армении - около памятника праотцу Айку в административном районе Нор Норк Еревана, в единственном сохранившемся в стране языческом храме Гарни и возле памятника основателя языческой общины "Арорди" Слака Какосяна, установленного на территории храма Гарни.
Около памятников и в храме десятки собравшихся язычников слушают речь трех жрецов. Некоторые приходят с семьями, с детьми, и у многих на шеях красуются амулеты с "аревхачом" (языческий символ солнца и вечности). Жрецы же разжигают огонь в специальной таре и произносят пожелание: пусть этот огонь освещает наши сердца и души.
"Слава нашему богу Ара, слава нашему праотцу Айку! Пусть сила наших богов будет всегда с нами. Пусть солнце возродится в каждом из нас!" - говорит жрец Варуж Агаджанян.
После проповеди жрецы освящают вино и "аревхац" ("хлеб солнца" — лепешку, которую по традиции печет жена одного из жрецов). Все начинают пить, есть и беседовать на тему религии и патриотизма.
"Орден ариев" был создан в Армении в начале 1990-х филологом Слаком Какосяном. В основе убеждений арийцев – учения армянского военного и государственного деятеля начала XX века Гарегина Нжде. Нжде верил в величие армянского народа, изучал древнейшие традиции, а его войска в борьбе за Зангезур клялись именем Ваагна - армянского языческого Бога войны и огня.
Хотя язычники проводят свои обряды в разных местах Армении, главным храмом для них, конечно, был и остается Гарни – единственный, сохранившейся после распространения христианства первым Католикосом Всех армян Григорием Просветителем (язычники называют его "Омрачителем").
После принятия христианства в 301 году в Армении были разрушены все языческие храмы, кроме Гарни, были убиты жрецы, сожжены языческие книги. Но современные язычники смогли найти еще несколько мест в Армении для проведения ритуалов – это не только место разрушенного храма богини плодородия Анаит в Мецаморе, но и два холма в Ереване — Эребуни, где находятся развалины древней крепости, и Кармир Блур, на котором обнаружены остатки древнего города Тейшебаини.