ЕРЕВАН, 14 авг — Sputnik. Граждане России, владельцы автомобилей с армянскими номерами обратились с открытым письмом к премьер-министру Армении Николу Пашиняну с просьбой решить проблему, в которой они оказались из-за ужесточения правил использования этих машин в России.
Как известно, до 2020 года Армения пользовалась временным сохранением национальных таможенных пошлин на ввозимые машины. Эти пошлины были существенно ниже евразийских, вследствие чего граждане России и Казахстана массово закупали легковые автомобили в Армении. В июле этого года решением главы ГИБДД МВД России от владельцев авто с армянскими номерами стали требовать растаможки транспортных средств для использования на территории России. Однако растаможка требует больших денег, зачастую превышающих стоимость машины.
Теперь в редакцию Sputnik Армения поступило коллективное письмо от "многонационального сообщества российских владельцев автомобилей на армянском учёте".
Авторы отмечают, что поверив в принципы ЕАЭС, внутри которого свободно перемещаются люди, товары, капиталы, они приехали в Армению и купили себе растаможенные здесь автомобили, чтобы ездить на них у себя дома, в России. Они пошли на этот шаг, потому что до 2020 года в Армении действовали более низкие таможенные ставки, чем в других странах ЕАЭС, и прежде всего в России.
"То есть мы смогли позволить себе лучшие подержанные машины, привезённые в основном из Японии и США, за меньшие деньги. Среди нас очень много многодетных семей, есть люди с ограниченными возможностями здоровья, которые на российском авторынке просто не могли найти подходящий им минивен по карману. Их обращения можно увидеть в интернете по хештегу #свободуармавто. Конечно, прежде чем поехать за авто в Армению, многие из нас посылали запросы в российскую таможню и дорожную полицию, откуда в один голос нам отвечали: никаких ограничений для вас не предусмотрено, приезжайте на армянских номерах и катайтесь по России на здоровье", - отмечается в заявлении.
По словам владельцев машин, внезапно ГИБДД России по указанию своего руководства начала останавливать машины на армянском учёте, причём повсеместно: от Сибири до Чёрного моря и от Дагестана до Москвы. Вдруг оказалось, что купленные в Армении машины нужно растамаживать, то есть доплачивать разницу в размере от миллиона рублей на машины стоимостью полмиллиона, к примеру. А если этого не сделать, то машина отбирается, ставится на спецстоянку и со временем будет продана с торгов.
Среди причин, побудивших владельцев машин обратиться к Пашиняну, указывается тот факт, что они обеспечили для армянской экономики миллионы долларов доходов, платят налоги в Армении и хотят ездить на своих машинах. И практически никто из них не сможет позволить себе растаможить машины по российским ставкам, в два-три раза большим стоимости самого автомобиля.
"Армения зарегистрировала на нас автомобили и спокойно выпустила за свою границу, значит считает, что мы законно владеем своим имуществом. Просим публично донести позицию Армении до других членов ЕАЭС и урегулировать сложившуюся безвыходную для нас, армянских налогоплательщиков, ситуацию. Ждём вашего ответа", - говорится в письме.
Отметим, что до января 2018 года, т.е. принятия Таможенного кодекса ЕАЭС, в соответствии с Договором о входе Армении в ЕАЭС, завезенные в республику и растаможенные на ее территории автомобили считались товарами внутреннего пользования. Для других стран-членов ЕАЭС эти транспортные средства считались иностранными товарами. Вывести их из Армении могли только временно, причем люди, постоянно проживающие в стране. На эту норму теперь ссылаются в ГИБДД.
Однако со вступлением в силу Таможенного кодекса был поставлен знак равенства между "иностранными товарами" и товарами внутри ЕАЭС. Кодекс гласил, что транспортное средство, завезенное в одну из стран ЕАЭС, растаможенное по действующему в этой стране льготному режиму (Армения) и затем завезенное во вторую страну ЕАЭС (Россия), не декларируется, если оно предусмотрено для личного пользования.