ЕРЕВАН, 14 авг — Sputnik. Передача Hard Talk на BBC с участием армянского премьера Никола Пашиняна получилась "конвенциональной", несмотря на отдельные попытки ведущего поставить своего ньюсмейкера в сложное положение путем острых, по его мнению, вопросов. В первую очередь, потому, что у премьера неоднократно был повод говорить на заданные темы. И ни о чем новом по сути его не спросили.
Вопросы касались Карабаха, внутренней политики в связке с коронавирусом, уголовного дела в отношении экс-президента Армении Роберта Кочаряна, геополитического выбора Армении. Пожалуй, самым неожиданным был вопрос о том, что Азербайджан обвиняет Армению в организации т.н. "Ходжалинской резни". Зачем британского журналиста так волнует Ходжалы? Можно только догадываться.
Так, журналист Стивен Сакур дважды подряд спросил о конкретном геополитическом выборе Армении, словно пытаясь что-то "выбить" из премьера. Пашинян же сказал, что Россия - стратегический партнер Армении во всех областях, в частности, в экономике и безопасности, а с Евросоюзом Армения подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве.
По мнению политолога Ерванда Бозояна, Запад все эти годы требовал от Армении сделать выбор. А после "бархатной революции" в Армении в Европе всерьез рассчитывали на то, что Ереван сделает резкий поворот в их сторону. Этого не случилось, так как национальные и государственные интересы Армении диктовали совершенно иное поведение, что понимали и новые власти страны.
"Прямо под нашим носом 80-миллионная Турция, член НАТО. Это государство представляет непосредственную угрозу нашей безопасности, оно не скрывает своей поддержки Азербайджану. И нет на Западе силы, которая была бы готова и желала бы сдерживать амбиции Анкары. Но Западу на это плевать, они преследуют свои собственные интересы. Для них главное – конфронтация с Россией, остальное – лирика", - сказал Бозоян в интервью Sputnik Армения.
Он считает, что армянской дипломатии нужно быть искренней со всеми геополитическими партнерами, объясняя им, где и в чем заключаются наши интересы.
Касаясь темы Ходжалы, Бозоян подчеркнул, что в результате пассивности Еревана и отсутствия противодействия азербайджанской пропаганде, вопрос Ходжалы активно педалируется западными политиками и экспертами. На самом деле у армянской стороны есть более веские аргументы, в частности погромы в Сумгаите, Баку, Мараге. О них нужно почаще говорить, но этого не делается. И как правило, к этим аргументам в Армении прибегают только для самозащиты, а не в превентивных целях.
Что касается вопроса о Кочаряне, то, по словам Бозояна, до "бархатной революции" Пашинян искренне был убежден, что основной виновник в трагических мартовских событий 2008 года – это бывший президент. Однако за прошедшие два года премьер понял, что это не совсем так, но в то же время политическая конъюнктура не позволяет ему публично признать ошибку.
"Пашинян на первых порах активно сотрудничал с силами и кругами, заинтересованными в нейтрализации Кочаряна как политического фактора. Это позволило бы продавить невыгодные Армении решения по Карабаху, по внутренним вопросам и т.д. Однако сейчас премьер постепенно пересматривает свою линию. Этому во многом способствовали июльские события в Тавуше", - говорит Бозоян.
В целом наш собеседник считает, что ответы премьера не были неожиданностью, как, пожалуй, и сами вопросы. Оценивать их остроту – дело вкуса каждого читателя и зрителя.