Жанна Погосян, Sputnik Армения
Совсем недавно, в июле, во время эскалации на армяно-азербайджанской границе съемочная группа Sputnik Армения отправилась в приграничные села Тавуша и пообщалась с жителями Чинари, Айгепар, Неркин Кармирахпюр, Мовсес. Всех их объединяет мечта о мирном небе над головой.
"Войны не боимся, но хочется просто знать, как сложится день, чем он закончится. Стреляющему по нам противнику ведь все одно – что день, что ночь…", - признавались наши собеседники.
В приграничных селах повестку дня “составляет”, можно сказать, ситуация на границе: сельчане собирают урожай только тогда, когда не стреляют, отправляют детей в школу тогда, когда не стреляют, устраивают свадьбы тогда, когда не стреляют...
Жизнь под прицелом: что творится в армянских селах на границе с Азербайджаном>>
Мир был и остается главной мечтой живущих в приграничных селах людей. Нам захотелось узнать, а каков Тавуш без войны?! И чего не хватает жителям тавушских сел, расположенных подальше от границы.
Овк находится в целых 30 км от границы с Азербайджаном. Это одно из сел, которые до карабахского движения в конце 80-х было заселено азербайджанцами. В начале 90-х они начали покидать Армению, и наоборот, армяне бежали из тогда еще советского Азербайджана сюда. Некоторые переселялись целыми селами, обмениваясь домами по ту сторону границы.
Все нынешние жители Овка попали сюда именно так, и лишь один человек жил тут практически с рождения. О единственном "коренном" армянином села можно прочесть в нашем материале.
В Овке поговаривают, что азербайджанцы, перед тем как уйти, сбросил все свои тракторы в озеро, однако досконально об этом ничего не известно до сих пор.
Основное занятие овковцев — сельское хозяйство. Они занимаются скотоводством, выращивают фасоль, капусту, кукурузу, лук, томаты, огурцы и т.д. Здесь люди знают о войне не понаслышке: сами бежали от межнациональной розни в 90-ых. Но сейчас они живут под мирным небом.
"Очень редко до нас доносятся звуки выстрелов. Если и бывают слышны, то глубокой ночью, когда жизнь в селе замирает. Мы все с беспокойством следим за границей. Мы же все соседи, если кому-то плохо в приграничном селе, мы это чувствуем", - говорит староста села Григор Геворкян.
С ним соглашаются и другие сельчане: да, сегодня на деревню снаряды не падают, но нестабильная ситуация на границе не может оставить их равнодушными.
Армяно-азербайджанский "Лох-Несс", или Как в Тавуше пытались осушить целое озеро>>
"Мы уже один раз бросили свои дома и бежали в Иджеван (Овк находится неподалеку от города Иджеван). Как можно еще раз пережить такой кошмар? Еще раз бежать, искать новое место, начинать все сначала…", - размышляет вслух один из сельчан.
Жительница села Надя Мамиконян говорит, что в селе ей и другим женщинам больше всего не хватает салона красоты.
"Я слежу за собой и за своей свекровью, как могу. Мы очень чистоплотные. Но нет ни одного салона красоты, куда я могла бы пойти и сделать стрижку", — говорит она.
Ее вторит пожилая свекровь: мол, было бы неплохо иметь чисто женское местечко, но до этого пока пусть построят аптеку.
"В селе нет аптеки, есть лишь один магазин, в котором мало что можно найти из лекарств. Нет амбулатории, больницы. Во время экстренных случаев "скорая" приезжает из Иджевана, едет час, иногда даже отказывается проезжать по грунтовой дороге", —рассказывает женщина.
"Это не грязь, а земля": экс-депутат выращивает в приграничном Тавуше сладкое растение>>
Еще один житель Овка говорит, что ему страшно за близких.
"Вдруг что-то серьезное случится, и человек не выдержит дороги. Вы же видели - асфальта нет, сплошной грунт. «Скорая» может отказаться заезжать в село, и придется нашими силами перевозить больного в медцентр", - говорит он.
Мать троих детей по имени Анна на вопрос, чего не хватает селу больше всего показывает на старшего сына-дошкольника, который играется с грязью, заполняя ею бутылку.'
"Детям нечем заняться, нет детсада, нет какого-то центра. Дороги не в лучшем состоянии, так что и о велосипеде можно забыть", — сетует она.
Староста села тоже указывает на две главные проблемы села - дороги и культурный центр.
"Если дорогу заасфальтируют, решатся очень многие проблемы. Дома в наших селах расположены далеко друг от друга, кроме того, людям часто приходится ездить в райцентр (Иджеван) или Дилижан. Еще селу не хватает культурного центра, чтобы люди могли собираться вместе, общаться, устраивать мероприятия и т.д.", - говорит Григор Геворкян.
Он вспоминает, как столичные журналисты с гордостью писали о том, что к Овку провели газовые трубы, решив проблему отопления. Но, как выяснилось, газ им тут и не очень нужен, многие отказываются, потому что прекрасно обходятся и без него.
"Для нашего села это не проблема. Люди вполне себе обходятся, жгут в печах дровы и навоз. Газ - слишком дорогой для многих жителей", - считает Геворкян.
В Овке сегодня проживают 400 человек. В 2015-м село в результате укрупнения общин стало частью города Дилижан. Помимо Овка, в состав Дилижана вошли села Ахарцин, Агавнадзор, Тегут, Гош и Хачардзан.
Несмотря на это, многие овковцы предпочитают чаще ездить в Иджеван, чем в Дилижан: тот ближе на несколько километров.