ЕРЕВАН, 22 авг — Sputnik, Ашот Сафарян. Президент Турции с присущей ему помпой объявил об обнаружении крупных залежей газа на дне Черного моря. Речь идет о якобы 320 миллиардах кубометрах "голубого топлива", найденных на перспективном участке Tuna-1. Данная зона расположена у устья дунайского блока на пересечении болгарской и румынской морских границ и внутренних вод Турции. Реджеп Эрдоган считает, что находка позволит полностью пересмотреть энергетическую политику страны и уже с 2023 года начать добычу газа.
320 миллиардов кубометров – цифра, конечно, не маленькая. Но стоит ли говорить о кардинальных изменениях энергетической политики страны – вопрос отнюдь не риторический. Для сравнения отметим, что в 2019 году потребление газа в самой Турции составило 44 миллиарда кубометров. Т.е. найденные запасы – это семилетний объем потребления газа в стране.
По мнению российского эксперта, замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вряд ли стоит воспринимать слова Эрдогана как блеф, но и полноценной информацией о крупном открытии технически и коммерчески извлекаемых запасах это тоже назвать нельзя.
Греческий транзит для турецкого экспресса: претензии Афин к Анкаре зашкаливают>>
В интервью Sputnik Армения Гривач напомнил, что на геологоразведку в Черном море надежды возлагали многие страны и компании, но пока они в целом не оправдывались, а с точки зрения добычи реальных объемов, ситуация в регионе остается плачевной.
По его словам, та же Румыния, где восемь лет назад было совершено крупнейшее до сегодняшнего дня открытие запасов газа на шельфе Черного моря, не смогла ввести их в эксплуатацию, несмотря на участие в проекте таких компаний мирового класса, как Exxon и OMV.
"Не очень хочется спекулировать на эти темы при недостатке информации. Теоретически, если будут доказаны запасы в 320 миллиардов кубометров, то это может позволить добывать там 5-10 миллиардов кубометров газа в год. В масштабах нынешнего турецкого рынка это 12-25%. Но это условно", — отметил Гривач.
Он считает, что, безусловно, появление дополнительного источника поставок усилит конкуренцию между другими поставщиками, в чем Турция очень заинтересована и будет использовать "открытие" в переговорах с экспортерами газа в Турцию. Но опять же, это также может дать толчок росту спроса на газ.
Говоря техническом аспекте добычи, не следует списывать со счетов и то, что опыта глубоководной добычи у Турции нет. В то же время Гривач отмечает, что если запасы подтвердятся, то Анкара может и вероятно попытается привлечь технологического партнера из числа западных нефтегазовых мейджеров.
Говоря о дальнейшей кооперации между Турцией и Россией в свете обещанной Эрдоганом энергетической "революции", замглавы ФНЭБ заметил, что у России более чем 30-летний опыт взаимодействия с Турцией в газовой сфере. Российский газ стал базой для создания и развития культуры потребления газа в Турции. Обе страны связаны крупными и взаимовыгодными инфраструктурными проектами – это "Голубой поток" и "Турецкий поток". Они представляют собой долгосрочные контракты на поставку газа. Гривач считает это хорошей базой для поддержания газового сотрудничества России и Турции в будущем.
Когда чужая нефть не дает спать: Эрдоган взвинтил ставки на ливийском плацдарме>>
Отметим, что в 2019 году Россия поставила 15,5 миллиардов кубометров газа. По данному показателю Турция из стран Европы уступает только Германии и Италии.