Церковь Св. Рипсиме в селе Толорс Сюникской области Армении уже около полувека находится под водой. Храм, погруженный в омут Толорского водохранилища, несколько месяцев в году полностью скрыт под водой, на протяжении определенного времени к нему можно подплыть на лодке, а несколько дней церковь оказывается в зоне пешей доступности - можно даже зайти и помолиться в старинных стенах.
Толорс можно сразу узнать по живописному водоему. Но вот церковь при въезде в село не видна.
"А где же церковь?" - запаниковали члены нашей съемочной группы. Вдруг в души закрались подозрения - может, выбрали неправильное время года, или, не дай бог, церковь разрушилась.
Спустя несколько минут в воде замечаем каменную крышу. Догадаться, что это церковь, издали невозможно. Чем ближе подходишь к воде с верного ракурса, тем больше тянет перекреститься.
Отвергнутая Советским Союзом
В древности Толорс был одним из сел провинции Цхук Сисакана. Археологические раскопки показывают, что район был заселен с древних времен. Об этом свидетельствует местное древнее кладбище, которое также осталось под водой. Жители рассказывают, что часто при снижении уровня воды находили здесь останки людей.
Почему Толорс? Хотя единого мнения в этом вопросе не существует, однако наиболее распространена версия о том, что в основе названия лежит слово "волоран" (в переводе - поворот, серпантин): чтобы добраться до села приходится преодолевать множество поворотов.
Затонувшая церковь и пойманный страх: армянский школьник превращает Толорс в центр туризма
Предки нынешних жителей села Толорс поселились здесь около трехсот лет назад. Село находилось на месте слияния рек Айри и Сисиан. Старожилы помнят свое старое село и дома. Говорят, это были землянки, по узким улочкам машины проезжали, пахотных земель было мало, около 350 гектаров. Однако они подчеркивают: эти земли были на удивление плодородны, что посеешь - получишь богатый урожай.
В 1960-е годы советские власти решили перенести село и построить на его месте водохранилище. Это было решение правительства, его нельзя было оспаривать, многим и в голову не приходило, что с решением властей можно не согласиться. Жителям были предложены разные места для нового села, но толорсовцы решили не уходить далеко от родных краев и поселиться на возвышенности. В первую очередь они не хотели оставлять могилы предков, да и нужно было держать в поле зрения местную церковь, пусть и затопленную.
"До строительства водохранилища в советские годы церковь служила складом, здесь в основном хранилось зерно. Хотя это неправильно, но зато можно было представить весомый повод, чтобы церковь не сносили", - рассказывает житель села Овик Бадалян.
Он хорошо помнит Св. Рипсиме, крепко стоявшую на суше. На мгновение он замолкает, смотрит в сторону наполовину виднеющейся из-под воды церкви и произносит: "Сколько же мы играли в этом дворе?!"
Так параллельно началось строительство водохранилища и нового поселка. В качестве компенсации для сельчан на новом месте вместо землянок построили двухэтажные благоустроенные каменные дома. Как только завершалось строительство очередного нового дома, одна из семей сразу же переселялась туда - "наверх".
Староста села Марат Аракелян вспоминает, что в 1973 году в советскую армию он был призван из старого села, а после демобилизации не смог сразу найти родного дома - он был уже на новом месте, пришлось искать и расспрашивать.
Затонувшая церковь и Гнев Божий
На крыше церкви сначала креста не было. В отличие от самого здания, он не устоял, упал.
"Уверен, церковь сохранилась бы лучше, если бы не изменился уровень воды. Приливы и отливы смывают камни и разрушают церковь. Св. Рипсиме все еще стоит, но уже сломлена", - говорит Овик Бадалян.
Когда водохранилище было уже построено и надо было уже пустить воду, через фонд охраны памятников Советской Армении и по настоянию сельчан, хачкары и притолока (которая считается паспортом церкви), находившиеся во дворе церкви Св. Рипсиме, были перенесены на сельское кладбище.
Судя по притолоке строительство церкви было завершено в 1861 году. Согласно документам, хранящимся в Национальном архиве, строительство было начато за 13 лет до этого родом Тер-Минасянов, представители которого в те времена были духовными наставниками в этих местах. Хотя письменных подтверждений нигде не было найдено, однако жители Толорса уверены, что в XIX веке церковь не строили, а перестраивали. В основе ее - построенная много лет, а может, даже и столетия назад церковь-базилика.
В начале 70-х, когда церковь оказалась уже под водой, в водоеме было несколько случаев утопления. Как говорят, жители Сюника не слишком верующие, зато хорошие солдаты. Однако более религиозные пожилые жители тогда были уверены: утопленники - не случайность, это Божья кара за церковь, которую потопили. Многие старожилы до сих пор рассказывают, что весной, когда церковь полностью покрывается водой, выпадает сильный град и уничтожает урожай.
Говорят, что отсутствие церкви на протяжении многих лет отдалило от церкви и веры в особенности молодежь. В 2012 году жители Толорса решили построить новую церковь. Сокровенным желанием сельчан было "вытащить Св. Рипсиме из воды": пронумеровать камни, перенести и реконструировать церковь на новом месте, однако это требовало гораздо больших затрат.
При помощи благотворителей на прилегающей к водохранилищу возвышенности, недалеко от затонувшей Св. Рипсиме, была построена новая одноименная церковь. И хотя сегодня она действует, старую церковь не забыли. Когда ГЭС работает, уровень воды начинает снижаться, зимой вода почти высыхает и жители Толорса посещают свою Св. Рипсиме. Они не теряют надежды, что церковь будет стоять до тех пор, пока не появятся возможности и средства окончательно спасти ее, "вытащив из воды".
P.S. Следует отметить, что в результате строительства Толорского водохранилища были затоплены не только старинное село Толорс и церковь Св. Рипсиме, но и старое поселение и церковь соседнего села Ашотаван. Здешние жители помнят, что было время, когда уровень воды снижался, и становились видны две церкви, но, к сожалению, церковь Ашотавана не устояла...