ЕРЕВАН, 25 авг — Sputnik, Ашот Сафарян. Закупка Арменией многоцелевых истребителей Су-30СМ не вывела из поля зрения уже имеющиеся штурмовики Су-25, называемые военными "Грачами". О них, об их боевых возможностях не забыли, о чем свидетельствует недавнее решение о серьезной модернизации этих боевых машин. Соответствующее соглашение ранее было подписано в Москве между Минобороны Армении и Объединенной авиастроительной корпорацией России и уже стало поводом для активных обсуждений в экспертном сообществе. Предстоящая модернизация станет одной из крупнейших военно-технических сделок между Арменией и Россией.
Дозвуковой штурмовик Су-25 производился в СССР с середины 70-х гг. прошлого века. Он оснащен крепкой броней и предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Образно говоря, это "танк" боевой авиации.
"Грачи" неплохо зарекомендовали себя во время сирийской операции ВКС России, нанося массированные удары по позициям, пунктам управления и складам террористов. Правда, использовались преимущественно модернизированные версии.
Армянские штурмовики были закуплены еще в 90-х гг. в Словакии. Техническое состояние армянских "Грачей" сегодня, мягко говоря, среднее. Они время от времени используются на различных военных учениях, однако капитального ремонта давно не проводилось, именно поэтому машины сейчас действительно нуждаются в полной модернизации. В этом контексте соглашение, подписанное с ОАК, способно дать новую жизнь этим уникальным машинам.
Минобороны подтвердило: Россия модернизирует имеющиеся у Армении штурмовики Су-25>>
Военный эксперт, глава департамента оборонных исследований Armenian Research & Development Institute (ARDI) Леонид Нерсисян в этой связи заявил Sputnik Армения, что речь идет о модернизации до версии Су-25СМ3. К слову, в сирийской кампании участвовала именно эта версия штурмовиков. По словам Нерсисяна, в нынешнем виде их использовать в боевых действиях практически было невозможно, они морально устарели. Но вместе с тем машина очень удачная, и списывать, отказываться от них попросту нельзя. Модернизация позволяет иметь вполне себе современные самолеты за относительно небольшие деньги. Стоимость модернизации одной машины составит около 5-6 миллионов долларов.
Что касается номенклатуры вооружений, которые получит самолет после обновления, то по словам Нерсисяна, в отличие от базовой версии Су-25, новые машины будут оснащены в том числе управляемыми ракетами. Базовая версия практически вооружалась только неуправляемыми боеприпасами. Самолет подлетал к цели и сбрасывал бомбы. При наличии современных систем ПВО нетрудно понять, какой легкой добычей могут стать штурмовики в их базовой версии. С ними легко могут расправиться даже переносные зенитки.
Однако после модернизации это уже совершенно другой самолет. Как отмечает Нерсисян, штурмовик получает оптическую трехканальную систему "СОЛТ-25", обеспечивающую разведку и наведение вооружения с помощью оптического, лазерного и телевизионного каналов.
"Система позволяет обнаруживать цели в автоматическом режиме на достаточно большой дистанции и наводить весь спектр тактических ракет "воздух-земля". Это Х-25, Х-29, противорадиолокационные Х-55. Самолет уже может вести огонь с достаточно большой дистанции и попадать точно в цель с первой же ракеты", - говорит эксперт.
Особого внимания заслуживает вопрос кооперации этих штурмовиков с закупленными Арменией в прошлом году Су-30СМ. Как отметил Нерсисян, ударные возможности "Грачей" возрастут в связи с тем, что они будут действовать более уверенно – их с больших высот смогут прикрывать от вражеских самолетов Су-30СМ. Многоцелевые истребители также могут помочь в подавлении вражеской системы ПВО и тем самым развязать руки штурмовикам.
Почему США тревожит "улучшение" российского Су-57>>
Несколько иной точки зрения придерживается бывший боевой летчик Мелик Меликян. По его словам, за те деньги, что будут потрачены на модернизацию, можно было бы купить дополнительную партию штурмовиков. Сказанное безусловно не отменяет необходимости немного улучшить состояние самолетов в целом, но, возможно, вместо глубокой модернизации уже имеющихся машин был бы смысл удвоить и утроить их количество.
"Возможно, это немного странно звучит, но я считаю, что нам сейчас нужно скорее количество, нежели качество. Ведь угроза быть сбитым вражескими силами ПВО есть всегда. Да, модернизированный вариант сбить трудно, но отнюдь не невозможно. Именно поэтому чем больше самолетов у нас будет, тем эффективнее", - говорит ветеран авиации.
Первоочередной задачей Меликян считает увеличение количества авиабаз на территории Армении. Нужно не концентрировать авиацию на одном месте, а "разбрасывать" ее по нескольким пунктам базирования. С точки зрения бывшего летчика, Армении нужны 4-5 пунктов базирования военной авиации.
"Нам нужно больше авиабаз. И это не я придумал, любой серьезный учебник по военной теории откройте, там написано то же самое. И на каждом аэродроме нам нужно хотя бы по 10 самолетов. Если мы реально хотим развивать мощную, боеспособную авиацию", - отметил Меликян.
При этом оба наших собеседника сходятся во мнении, что "Грачи" могут летать еще долго, если оптимально использовать их модернизационный потенциал.