Карине Арутюнян, Sputnik Армения
Ничем не примечательный каменный сельский дом в общине Варденик Гегаркуникской области Армении, во дворе играют дети. Спрашиваю у девчушки с огромными черными глазами: "Это дом Анны?"
В селе все от мала до велика сразу различают приезжих. Девочка понимает, что мы гости, отвлекается от своей игры, становится серьезней и отвечает, что мы пришли по правильному адресу, только матери нет дома.
Мы приехали к жене офицера Гургена Алавердяна, который на днях заблудился и оказался на территории Азербайджана. Супругу зовут Анна. Ее нет дома – она взяла рубашку мужа и пошла в часовню молиться. Скоро Анна вернулась, поскольку ей сообщили, что приехали журналисты.
Принимает нас радушно, но говорит с трудом. Впрочем, я и сама не знаю, с чего начать. Анна напряжена, сжимает пальцы, покусывает губу, быстро вытирает слезы. Кроме нас в доме еще три-четыре женщины. Это мать Анны, ее сестра и родственница. Они садятся поодаль от нас и периодически поворачиваются, пытаются скрыть от Анны слезы.
Ситуацию спасают дети - 6-летняя Вика и 2-летний Мика, которые заходят и внимательно рассматривают меня. Вика понимает, что наш визит связан с ее отцом, поскольку в последнее время дома только о нем и говорят. Девочка улыбается и смотрит на мать. Заметив волнение, гладит ее руку и обнимает.
"Знаешь, папа смог приехать на день рождения Мики (6 августа). Он сделал сюрприз и приехал. Он всегда приезжал домой на наши дни рождения, привозил подарки", - радостно рассказывает девочка.
14 августа у Гургена Алавердяна был день рождения, но накануне своего праздника он поднялся на пост, там и отметил.
Жена офицера говорит, что они вместе через многое прошли, но никогда не было такого, чтобы ситуация казалась безвыходной. Гурген Алавердян и сам оптимист, он вечно что-то делал, постоянно работал, чтобы семья жила хорошо.
"Гурген рос без отца и делал все, чтобы дети не знали трудностей. Служил на границе, на самом высоком посту, было сложно, но он говорил, что зато накопим что-нибудь для детей. Взяли в Ереване дом в ипотеку, сейчас выплачиваем", - рассказывает Анна и снова умолкает.
Гурген Алавердян уже четыре года как контрактный военнослужащий. С самого начала отличился на службе, ему предложили пройти переподготовку и стать профессионалом. Алавердян согласился и сначала пошел служить в одну из частей в Шамшадине. Он отправился на службу в Карабах всего несколько месяцев назад, на территории близ этой военной части он и заблудился.
Муж Анны уже искал в Карабахе, поблизости от места службы, работу для жены (она учительница биологии), чтобы забрать к себе семью. Более того, дочь должна была пойти в этом году в школу, поэтому они хотели поскорее переехать.
Услышав о школе, Вика расплывается в улыбке – очень уж хочется в первый класс. Мать крепко прижимает ребенка к себе и говорит, что, может, в этом году не найдет в себе сил отдать девочку в школу, она все еще не может собраться. Вика – большая девочка, она все понимает, еще и сама пытается успокоить мать, мол, ничего, все утрясется, в следующем году пойду.
"За несколько дней до инцидента с отцом она проснулась и сказала: мам, знаешь, я представляю азербайджанца с такой-то внешностью. Я удивилась: с чего вдруг ребенок заговорил о таких вещах. Она видела сон, предчувствовала", - говорит Анна и еще крепче обнимает дочь.
Видео - часть гибридной войны: экс-омбудсмен не исключает, что армянского офицера похитили
Двухлетний Мика хочет поиграть, тянет сестру за руку, и они выбегают во двор. Мать говорит, что не хотела говорить при детях. Видео, опубликованное азербайджанской стороной, было оскорбительным.
По ее словам, даже для людей, не знакомых с Гургеном, ясно, что видео не имеет ничего общего с реальностью, но все равно оно оскорбительное. Ни один человек, находящийся в статусе Гургена (независимо от национальности), у которого есть жена и дети, не захотел бы остаться на территории противника. Она уверена - Гургена заставили все это сказать.
"У нас же тоже есть азербайджанские пленные, но мы с ними так не обращаемся, я бы и не захотела, чтобы мы так поступали", - говорит женщина. Она, кстати, заметила на лбу мужа какое-то странное красное пятно.
Нашу беседу прерывает Вика, которая впопыхах вбегает в комнату и бросается в объятия матери: "Мам, я услышала звуки, признайся, ты опять плакала? Мам, ты же знаешь, что если будешь плакать, я тоже заплачу".
Мать успокаивает дочь: "Не плачу, потому что ты несколько дней назад сказала мне, что папа есть, просто он далеко. Ты права, доченька".
Сейчас вся надежда семьи на международную организацию Красный крест, с помощью которой женщина хочет хотя бы услышать голос мужа.
Сегодня Гурген Алавердян должен был спуститься с поста и приехать домой. Дети уже наизусть знают дни, когда возвращается отец. Анна говорит, что в эти дни особенно сложно чем-то заполнить их ожидание. Сейчас они просто не знают, что ответить на вопрос: "А когда папа приедет?"
Ранее Минобороны Армении сообщило, что 22 августа, в 19:30 по местному времени, офицер Гурген Алавердян направился к боевому опорному пункту с целью проверки, но из-за неблагоприятных погодных условий заблудился и потерялся, в связи с чем начались его поиски. В свою очередь из Минобороны Азербайджана заявили, что азербайджанские ВС "взяли в плен диверсанта". После этого азербайджанская сторона распространила видео, в котором Алавердян читает текст о том, что якобы хочет остаться в Азербайджане.